Типы документов



Решение Забайкальского краевого суда от 04.05.2023 по делу N 3а-47/2023 <О признании недействующим в части приложения N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20.12.2018 N 710-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию , поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы">



ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 мая 2023 г. по делу в„– 3а-47/2023

УИД 75OS0000-01-2023-000088-37

Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,
при секретаре Ж.,
с участием:
представителя административного истца прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Ю., представителя заинтересованного лица публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания в„– 14" Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части приложения в„– 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания в„– 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы",

установил:

20 декабря 2018 года Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) принят приказ в„– 710-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания в„– 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы" (далее - приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА).
Приложением в„– 1 к данному приказу установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ПАО "Территориальная генерирующая компания в„– 14" (Читинской ТЭЦ-1, Читинской ТЭЦ-2, Шерловогорской ТЭЦ, Приаргунской ТЭЦ) потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы.
Приказами РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года в„– 596-НПА, от 28 августа 2020 года в„– 118-НПА, от 18 декабря 2020 года в„– 620-НПА, от 30 апреля 2021 года в„– 83-НПА, от 12 ноября 2021 года в„– 392-НПА, от 15 декабря 2021 года в„– 666-НПА, от 17 ноября 2022 года в„– 775-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА внесены изменения, приложение в„– 1 изложено в новой редакции.
Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 21 декабря 2018 года, 23 декабря 2019 года, 31 августа 2020 года, 22 декабря 2020 года, 11 мая 2021 года, 17 ноября 2021 года, 17 декабря 2021 года и 21 ноября 2022 соответственно.
14 марта 2023 года первый заместитель прокурора Забайкальского края Мухаметов Э.Р., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ принят с нарушением статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 25 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования). Скорректированные приказом РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года в„– 666-НПА тарифы на 2022 год утверждены дифференцированно по группам потребителей: для населения, потребителей, имеющих право на льготы, и для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения. Экономически обоснованный тариф в среднем на 2022 год согласно экспертному заключению по корректировке долгосрочных тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ПАО "ТГК-14", сложился в размере 1 254,82 руб./Гкал на 1 полугодие, в размере 1 398,65 руб./Гкал на 2 полугодие; экономически обоснованный тариф в среднем на 2023 год сложился в размере 1 463,56 руб./Гкал. При этом тарифы на тепловую энергию в 2022 и 2023 году для потребителей городского округа "Город Чита", городского поселения "Шерловогорское", Приаргунского муниципального округа определены выше экономически обоснованного, в то время как тарифы для населения и потребителей, имеющих право на льготы, установлены в размере ниже экономически обоснованного, что является недопустимым, поскольку возлагает необоснованную дополнительную финансовую нагрузку на бюджетных потребителей, хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц). Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации в случае, если тариф не обеспечивает получение регулируемыми организациями экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимый ей для осуществления регулируемого вида деятельности, должна быть предусмотрена возможность получения компенсации за счет соответствующего бюджета, а не за счет иной категории потребителей. Признание нормативного правового акта не действующим с момента вступления в законную силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов потребителей, несущих бремя оплаты услуг теплоснабжения в завышенном размере.
На основании изложенного первый заместитель прокурора Забайкальского края просит: признать не действующим со дня принятия приложение в„– 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания в„– 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы" в части установления тарифов на тепловую энергию на 2022, 2023 годы для потребителей городского округа "Город Чита", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, городского поселения "Шерловогорское", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения; обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять заменяющий нормативный правовой акт.
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в лице и.о. руководителя Г. в представленных письменных возражениях и дополнениях к ним с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что, действительно, тариф на услугу теплоснабжения для прочих потребителей установлен выше экономически обоснованного тарифа в связи с применением перекрестного субсидирования. Вместе с тем в настоящее время ликвидировать данную особенность тарифного регулирования не представляется возможным, поскольку рост тарифов по группе потребителей "население" ежегодно ограничивается индексом изменения размера платы граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года в„– 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации". Одномоментное снижение тарифа для прочих потребителей до экономически обоснованного уровня также невозможно, поскольку приведет к росту недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций, при этом их компенсация в условиях дефицитности бюджета Забайкальского края не гарантирована. На территории Забайкальского края реализуется поэтапное доведение тарифов до экономически обоснованного уровня. В случае удовлетворения заявленных требований нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку он применялся в оспариваемой части, на основании его положений реализовывались права заинтересованных лиц.
Заинтересованное лицо публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания в„– 14" (далее - ПАО "ТГК-14") в лице представителя С. в письменных возражениях и дополнениях к ним считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, указывая, что согласно пункту 25 Основ ценообразования тарифы должны обеспечивать получение необходимой валовой выручки с одновременным требованием о недопустимости перекрестного субсидирования. Отмена завышенного тарифа при одномоментном сохранении установленного заниженного тарифа для населения приведет к тому, что обществу не будет обеспечено получение необходимой валовой выручки. Изменение тарифа для населения невозможно в силу его ограничения индексом роста, в связи с чем установление экономически обоснованных тарифов для юридических лиц приведет к межтарифной разнице в размере около 1,12 млрд. рублей, подлежащей возмещению организации за счет средств регионального бюджета. Обращаясь в суд с административным иском, прокурором не учтены правовые и финансово-экономические последствия для Забайкальского края. При этом само по себе перекрестное субсидирование не является основанием для признания нормативного правового акта недействующим. В случае же удовлетворения заявленных требований нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку он применялся в оспариваемой части, на основании его положений реализовывались права граждан и организаций, формировалась расходная часть бюджета Забайкальского края.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Камратова А.Г. административные исковые требования поддержала, дав пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к ним.
Представитель административного ответчика РСТ Забайкальского края Ю. с требованиями административного истца не согласилась, поддержала письменные возражения, дала пояснения, аналогичные изложенным.
Представитель заинтересованного лица ПАО "ТГК-14" Р. против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в краевой суд.
Требования первого заместителя прокурора Забайкальского края направлены в защиту прав неопределенного круга лиц, поскольку применение оспариваемых нормативных правовых актов затрагивает права как физических (индивидуальных предпринимателей), так и юридических лиц, являющихся потребителями на территории Забайкальского края услуги в сфере теплоснабжения.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года в„– 760-э.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 указанного Закона установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пунктов 4, 5.1 части 1 статьи 8 Закона регулированию, в частности, подлежат: тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 15.1.3, 15.1.4 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 в„– 196, соответствующими полномочиями в сфере теплоснабжения об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям (в том числе в поселениях, муниципальных и городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения), тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (в том числе в поселениях, муниципальных и городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения), наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Действуя в пределах своих полномочий, РСТ Забайкальского края издала приказ от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА, которым установила тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания в„– 14" (Читинской ТЭЦ-1, Читинской ТЭЦ-2, Шерловогорской ТЭЦ, Приаргунской ТЭЦ) потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы с календарной разбивкой согласно приложению в„– 1 к настоящему приказу (л.д. 158 - 162 т. 1).
Приказами РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года в„– 596-НПА, от 28 августа 2020 года в„– 118-НПА, от 18 декабря 2020 в„– 620-НПА, от 30 апреля 2021 года в„– 83-НПА, от 12 ноября 2021 года в„– 392-НПА, от 15 декабря 2021 года в„– 666-НПА, от 17 ноября 2022 года в„– 775-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА внесены изменения.
Приказом РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года в„– 666-НПА "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания в„– 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края" в вышеназванный приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА внесены изменения, таблица приложения в„– 1 к приказу изложена в новой редакции.
Приказом РСТ Забайкальского края от 17 ноября 2022 года в„– 775-НПА "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания в„– 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края" таблица приложения в„– 1 к приказу изложена в новой редакции.
Приказы РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА, от 20 декабря 2019 года в„– 596-НПА, от 28 августа 2020 года в„– 118-НПА, от 18 декабря 2020 в„– 620-НПА, от 30 апреля 2021 года в„– 83-НПА, от 12 ноября 2021 года в„– 392-НПА, от 15 декабря 2021 года в„– 666-НПА, от 17 ноября 2022 года в„– 775-НПА были приняты на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (выписки из протоколов заседания Правления РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 96, 20 декабря 2019 года в„– 93, 28 августа 2020 года в„– 48, 18 декабря 2020 года в„– 95, 30 апреля 2021 года в„– 18, 15 декабря 2021 года в„– 70, 17 ноября 2022 года в„– 70), с учетом экспертных заключений по установлению и корректировке тарифов (л.д. 164 - 175, 179 - 226, 230 - 242 т. 1, л.д. 1 - 19, 25 - 35, 48 - 56, 70 - 85, 89 - 164, 169 - 185, 188 - 254 т. 2, л.д. 32 - 73, 74 - 138, 139 - 205 т. 3), официально опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 21 декабря 2018 года, 23 декабря 2019 года, 31 августа 2020 года, 22 декабря 2020 года, 11 мая 2021 года, 17 ноября 2021 года, 17 декабря 2021 года и 21 ноября 2022 года соответственно (л.д. 163, 229, 246 т. 1, л.д. 24, 47, 65, 69, 168 т. 2).
Оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается, в данной части приказ РСТ Забайкальского края не оспаривается.
Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении к числу основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относятся: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно статье 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется следующим методами: 1) метод экономически обоснованных расходов (затрат); 2) метод индексации установленных тарифов; 3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; 4) метод сравнения аналогов.
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктами 18, 72 Основ ценообразования долгосрочные тарифы рассчитываются с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов. При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования.
Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения (пункт 22 Основ ценообразования).
Как установлено в пункте 25 Основ ценообразования, тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.
В оспариваемом административным истцом приложении в„– 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ПАО "Территориальная генерирующая компания в„– 14" (Читинской ТЭЦ-1, Читинской ТЭЦ-2, Шерловогорской ТЭЦ, Приаргунской ТЭЦ) потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы с календарной разбивкой, которые составили:
для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года - 2 031,90 руб./Гкал;
для населения городского округа "Город Чита", городского поселения "Шерловогорское" (с учетом НДС) - с 1 января по 30 июня 2019 года - 1 253,49 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2019 года - 1 289,78 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2020 года - 1 289,78 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2020 года - 1 341,37 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2021 года - 1 341,37 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2021 года - 1 395,02 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2022 года - 1 395,02 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года - 1 450,82 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2023 года - 1 450,82 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2023 года - 1 508,86 руб./Гкал;
для населения городского поселения "Приаргунское" (с учетом НДС) - с 1 января по 30 июня 2019 года - 1 184,82 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2019 года - 1 219,12 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2020 года - 1 219,12 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2020 года - 1 267,88 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2021 года - 1 267,88 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2021 года - 1 318,60 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2022 года - 1 318,60 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года - 1 371,34 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2023 года - 1 371,34 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2023 года - 1 426,20 руб./Гкал.
Приказом РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года в„– 666-НПА таблица приложения в„– 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА изложена в новой редакции, согласно которой тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2022 год составили:
для потребителей городского округа город "Чита" в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - с 1 января по 30 июня 2022 года - 2 030,22 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года - 2 070,82 руб./Гкал;
для потребителей городского поселения "Шерловогорское" в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - с 1 января по 30 июня 2022 года - 2 030,22 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года - 2 250,22 руб./Гкал;
для потребителей Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск) в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - с 1 января по 30 июня 2022 года - 2 030,22 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года - 2 142,49 руб./Гкал;
для населения городского округа "Город Чита", городского поселения "Шерловогорское" (с учетом НДС) - с 1 января по 30 июня 2022 года - 1 403,88 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года - 1 465,65 руб./Гкал;
для потребителей городского округа "Город Чита", городского поселения "Шерловогорское", имеющих право на льготы, - с 1 января по 30 июня 2022 года - 1 169,90 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года - 1 221,38 руб./Гкал;
для населения Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск) (с учетом НДС) - с 1 января по 30 июня 2022 года - 1 374,66 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года - 1 435,15 руб./Гкал;
для потребителей Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), имеющих право на льготы, - с 1 января по 30 июня 2022 года - 1 145,55 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года - 1 195,96 руб./Гкал.
Приказом РСТ Забайкальского края от 17 ноября 2022 года в„– 775-НПА таблица приложения в„– 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА изложена в новой редакции, согласно которой тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2023 год составили:
для потребителей городского округа город "Чита", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - с 1 января по 31 декабря 2023 года - 2 148,45 руб./Гкал;
для потребителей городского поселения "Шерловогорское", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - с 1 января по 31 декабря 2023 года - 2 734,04 руб./Гкал;
для потребителей Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - с 1 января по 31 декабря 2023 года - 2 291,35 руб./Гкал;
для населения городского округа "Город Чита" (с учетом НДС) - с 1 января по 31 декабря 2023 года - 1 673,77 руб./Гкал;
для потребителей городского округа "Город Чита", имеющих право на льготы, - с 1 января по 31 декабря 2023 года - 1 394,81 руб./Гкал;
для населения городского поселения "Шерловогорское" (с учетом НДС) - с 1 января по 31 декабря 2023 года - 1 597,56 руб./Гкал;
для потребителей городского поселения "Шерловогорское", имеющих право на льготы, - с 1 января по 31 декабря 2023 года - 1 331,30 руб./Гкал;
для населения Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск) (с учетом НДС) - с 1 января по 31 декабря 2023 года - 1 564,31 руб./Гкал;
для потребителей Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), имеющих право на льготы, - с 1 января по 31 декабря 2023 года - 1 303,59 руб./Гкал.
Как следует из экспертного заключения по корректировке долгосрочных тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ПАО "Территориальная генерирующая компания в„– 14" потребителям на территории Забайкальского края на 2022 год и пояснений РСТ Забайкальского края, экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (централизованное теплоснабжение) в среднем по 2022 году сложился в размере 1 319,17 руб./Гкал, по полугодиям: 1 полугодие 2022 года - 1 254,82 руб./Гкал, 2 полугодие 2022 года - 1 398,65 руб./Гкал (л.д. 125 т. 2, 29 - 31 т. 3). Согласно пункту 3.1 экспертного заключения "Анализ формирования производственной себестоимости" в расчетах РСТ Забайкальского края в связи с применением предприятием общей системы налогообложения затраты по статьям рассчитаны без учета налога на добавленную стоимость (НДС).
Из экспертного заключения по корректировке долгосрочных тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ПАО "Территориальная генерирующая компания в„– 14" потребителям на территории Забайкальского края на 2023 год и пояснений РСТ Забайкальского края установлено, что экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (централизованное теплоснабжение) в среднем по 2023 году сложился в размере 1 463,56 руб./Гкал (л.д. 223 т. 2, 29 - 31 т. 3). Согласно пункту 3.1 экспертного заключения "Анализ формирования производственной себестоимости" в расчетах РСТ Забайкальского края в связи с применением предприятием общей системы налогообложения затраты по статьям рассчитаны без учета налога на добавленную стоимость (НДС).
Как установлено судом из пояснений представителя РСТ Забайкальского края, на основании приказа РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2021 года в„– 666-НПА тариф для населения без учета НДС на 2022 год составил:
для населения городского округа "Город Чита", городского поселения "Шерловогорское" - с 1 января по 30 июня 2022 года - 1 169,90 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года - 1 221,38 руб./Гкал;
для населения Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск) - с 1 января по 30 июня 2022 года - 1 145,55 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года - 1 195,96 руб./Гкал.
На основании приказа РСТ Забайкальского края от 17 ноября 2022 года в„– 775-НПА тариф для населения без учета НДС на 2023 год составил:
для населения городского округа "Город Чита" - с 1 января по 31 декабря 2023 года - 1 394,81 руб./Гкал;
для населения городского поселения "Шерловогорское" - с 1 января по 31 декабря 2023 года - 1 331,30 руб./Гкал;
для населения Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск) - с 1 января по 31 декабря 2023 года - 1 303,59 руб./Гкал.
Для потребителей городского округа "Город Чита", городского поселения "Шерловогорское", Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), имеющих право на льготы, тарифы установлены на уровне тарифов для населения.
Таким образом, тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО "ТГК-14" на 2022, 2023 для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, установлены РСТ Забайкальского края в размере, превышающем рассчитанный экономически обоснованный тариф, в то время как тариф для населения (без учета НДС) установлен в размере, ниже экономически обоснованного. Межтарифная разница, возникшая в результате установления оспариваемым приказом тарифов для категории потребителей "население" в размере ниже экономически обоснованного, отнесена на другие категории потребителей - бюджетные и прочие потребители, путем установления для последних тарифов в размере выше экономически обоснованного, с целью обеспечения возмещения ресурсоснабжающей организации недополученной суммы выручки от предоставления услуги по теплоснабжению. Указанное обстоятельство представителем РСТ Забайкальского края в суде не оспаривалось.
При этом из экспертных заключений по корректировке долгосрочных тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ПАО "Территориальная генерирующая компания в„– 14" потребителям на территории Забайкальского края, на 2022, 2023 годы усматривается, что сбор средств от потребителей по централизованному теплоснабжению превышает необходимую валовую выручку предприятия в размере 380 272 158,62 рублей и 402 906 345,09 рублей соответственно (л.д. 127, 224 т. 2).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года в„– 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации в„– 609) предусмотрена ликвидация с 1 января 2004 года практики установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
Согласно подпункту "б" пункта 4 названного постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать тарифы на услуги на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на предоставление этих услуг с учетом соответствующих методических рекомендаций.
Подпунктами "в" и "г" указанного пункта постановления Правительства Российской Федерации в„– 609 органам местного самоуправления рекомендовано отказаться от практики установления для отдельных категорий потребителей льгот по оплате услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов и привести свои нормативные акты по вопросам регулирования тарифов на указанные услуги в соответствие с настоящим постановлением.
Таким образом, возникновение межтарифной разницы является следствием реализации полномочий органов исполнительной власти по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Доводы административного ответчика о поэтапном доведении тарифов до экономически обоснованного уровня и сохранении тарифов для прочих и бюджетных потребителей без роста с одновременным ограничением роста тарифов для населения индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, не могут быть приняты обоснованными при установлении факта нарушения органом регулирования при установлении тарифов пункта 25 Основ ценообразования.
Ссылка РСТ Забайкальского края о дополнительной финансовой нагрузке на бюджет Забайкальского края подлежит отклонению, поскольку установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для населения за счет установления для бюджетных и прочих потребителей тарифов выше экономически обоснованного уровня не может расцениваться как соблюдение таких принципов государственной политики в сфере теплоснабжения, как: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
При том, что оспариваемым приказом на 2022, 2023 годы РСТ Забайкальского края помимо тарифов для населения и прочих потребителей установлен льготный тариф в соответствии с Законом Забайкальского края от 10 марта 2020 года в„– 1795-ЗЗК "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Забайкальского края", которым предусмотрено, что компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, возникающих в результате реализации тепловой энергии (мощности) по льготным тарифам, осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края в виде предоставления субсидий теплоснабжающим организациям в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, из представленной прокурором переписки ПАО "ТГК-14" с бюджетными потребителями усматривается, что в связи с наличием задолженности по оплате тепловой энергии социально значимые организации (в сфере здравоохранения, образования и др.) предупреждаются об ограничении теплоснабжения. Указанное обстоятельство подтверждает доводы прокурора о дополнительной финансовой нагрузке на местные бюджеты в связи с установлением для бюджетных потребителей тарифов на теплоснабжение в размере выше экономически обоснованного тарифа.
При установленных обстоятельствах, оспариваемый прокурором приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания в„– 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы" в части установления тарифов на тепловую энергию на 2022, 2023 годы для потребителей городского округа "Город Чита", городского поселения "Шерловогорское", Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, подлежит признанию недействующим, как противоречащий приведенным выше нормам федерального законодательства, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемые прокурором тарифы на 2022, 2023 годы должны быть признаны недействующими, суд, исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и учитывая что признание оспариваемых норм (тарифы на 2022, 2023 годы), имеющих ограниченный срок действия, с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов потребителей, в том числе бюджетных, считает необходимым признать оспариваемые положения приказа РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА недействующими со дня их принятия, с возложением на РСТ Забайкальского края обязанности по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего нормативный правовой акт, признанный не действующим в части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия приложение в„– 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания в„– 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы" в части установления тарифов на тепловую энергию на 2022, 2023 годы:
для потребителей городского округа "Город Чита", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения;
для потребителей городского поселения "Шерловогорское", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения;
для потребителей Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения.
Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приложение в„– 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года в„– 710-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ПАО "Территориальная генерирующая компания в„– 14" конечным потребителям на территории Забайкальского края, на 2019 - 2023 годы" в части установления тарифов на тепловую энергию для потребителей городского округа "Город Чита", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения; для потребителей городского поселения "Шерловогорское", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения; для потребителей Приаргунского муниципального округа Забайкальского края (поселок городского типа Приаргунск), в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, на 2022, 2023 годы.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 мая 2023 года.

Судья
О.Ч.ЦЫДЕНДАМБАЕВА


------------------------------------------------------------------