Типы документов



Решение Забайкальского краевого суда от 02.05.2023 по делу N 3а-22/2023 <О признании недействующим абзаца 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края от 14.12.2016 N 1421-ЗЗК "Об отдельных вопросах обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Забайкальского края", в части предоставления лицам, замещавшим государственные должности на профессиональной основе сроком менее 6 лет, ежемесячной доплаты к пенсии более 55 процентов от среднемесячного денежного вознаграждения>



ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 мая 2023 г. по делу в„– 3а-22/2023

УИД 75OS0000-01-2023-000027-26

Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бурака М.Н.,
при секретаре судебного заседания Б.,
с участием:
административного истца прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Эповой Н.А.,
представителя административного ответчика Законодательного Собрания Забайкальского края Д.,
представителей административного ответчика Губернатора Забайкальского края В., Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положений части 1, абзаца 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края от 14 декабря 2016 года в„– 1421-ЗЗК "Об отдельных вопросах обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Забайкальского края",

установил:

Закон Забайкальского края от 14 декабря 2016 года в„– 1421-ЗЗК "Об отдельных вопросах обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Забайкальского края" (далее - Закон Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК) принят Законодательным Собранием Забайкальского края 14 декабря 2016 года.
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 15 декабря 2016 года.
Закон действует в редакциях Законов Забайкальского края от 4 декабря 2017 года в„– 1536-ЗЗК, 4 декабря 2017 года в„– 1537-ЗЗК, 28 декабря 2017 года в„– 1560-ЗЗК, 30 апреля 2020 года в„– 1823-ЗЗК, 7 декабря 2022 года в„– 2126-ЗЗК, опубликованных на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 5 декабря 2017 года, 5 декабря 2017 года, 28 декабря 2017 года, 30 апреля 2020 года, 8 декабря 2022 года соответственно.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК лица, замещавшие государственные должности, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) с учетом положений настоящей статьи при условии прекращения полномочий, предусмотренных федеральными законами, Уставом Забайкальского края и законами Забайкальского края.
Размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) за время замещения государственной должности от трех лет и до окончания полного срока полномочий составляет 55 процентов от среднемесячного денежного вознаграждения, в течение одного полного срока полномочий и более - 75 процентов (абзац 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК).
3 февраля 2023 года первый заместитель прокурора Забайкальского края Мухаметов Э.Р., действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая, что часть 1 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК противоречит положениям части 5 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2021 года в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 414-ФЗ) в той мере, в которой представляет лицам, замещавшим государственные должности на профессиональной постоянной основе и не достигшим пенсионного возраста и (или) не потерявшим трудоспособность в период осуществления ими своих полномочий, право на ежемесячную доплату к пенсии. Полагает, что оспариваемой нормой Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК существенно расширен круг лиц, замещавших названные должности, которым устанавливаются социальные гарантии в связи с прекращением полномочий, что увеличивает расходную часть краевого бюджета, нарушает права неопределенного круга лиц - жителей региона, поскольку за счет увеличения числа лиц, замещавших ранее государственные должности и приобретших после прекращения своих полномочий право на страховую пенсию по старости (инвалидности) и право на региональную надбавку к ней, ежегодно происходит существенное увеличение расходных обязательств краевого бюджета.
На основании изложенного административный истец просил суд признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 1 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК (том 1 л.д. 7 - 11).
16 марта 2023 года от заместителя прокурора Забайкальского края поступило заявление об уточнении административного искового заявления, в соответствии с которым административный истец просит суд признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: часть 1 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК в той части, в которой предоставляет лицам, замещавшим государственные должности на профессиональной постоянной основе и не достигшим пенсионного возраста и (или) не потерявшим трудоспособность в период осуществления ими своих полномочий, право на ежемесячную доплату к пенсии; абзац 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК в той части, в которой предоставляет лицам, замещавшим государственные должности на профессиональной основе сроком менее 6 лет, ежемесячную доплату к пенсии более 55 процентов от среднемесячного денежного вознаграждения. В обоснование уточненных административных исковых требований заместитель прокурора дополнительно указал, что абзац 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК противоречит Указу Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года в„– 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ Президента Российской Федерации в„– 854), поскольку устанавливает более льготные условия, больший процент выплаты лицам, замещавшим должности сроком от 5 до 6 лет (том 1 л.д. 117 - 122).
Определением судьи Забайкальского краевого суда от 17 марта 2023 года на основании статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) уточненные требования заместителя прокурора Забайкальского края приняты к производству суда (том 1 л.д. 130 - 135).
В дополнительных письменных пояснениях от 3 апреля 2023 года участвующий в деле прокурор прокуратуры Забайкальского края Арутюнов А.В. в обоснование заявленных требований указал, что в настоящее время в действующей системе нормативных правовых актов отдельного федерального закона, предметно регулирующего спорные правоотношения, не принято. Единственным нормативным правовым, регулирующим спорные правоотношения на федеральном уровне, является Указ Президента Российской Федерации в„– 854, которым установлены конкретные размеры доплат к пенсиям с учетом стажа замещения государственных должностей. Вместе с тем, оспариваемая норма Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК устанавливает более высокий размер ежемесячной денежной доплаты в сравнении с лицами, замещавшими государственные должности Российской Федерации. При этом ежемесячные доплаты к пенсии, установленные оспариваемым Законом края, являются дополнительной социальной гарантией, которую субъект вправе реализовать лишь при условии надлежащего финансирования из бюджета края и в пределах размеров доплат, которые установлены на федеральном уровне для лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации (том 1 л.д. 164 - 166).
В письменных возражениях и дополнениях от 27 февраля 2023 года, 28 марта 2023 года, 17 апреля 2023 года представитель Законодательного Собрания Забайкальского края Д. в удовлетворении заявленных требований просила отказать, указав, что порядок и процедура принятия, правила введения в действие оспариваемого закона соблюдены. По мнению административного ответчика, федеральный законодатель, наделяя субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению дополнительного пенсионного обеспечения лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, не определяет в качестве условия предоставления дополнительного пенсионного обеспечения необходимость достижения этими лицами пенсионного возраста или потери трудоспособности в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, как это предусмотрено в части 5 статьи 5 Федерального закона в„– 414-ФЗ в отношении возможности предоставления лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно). Указанное условие также не установлено Указом Президента Российской Федерации в„– 854. Полагает, что законодатель Забайкальского края, устанавливая дополнительное пенсионное обеспечение лицам, замещавшим государственные должности Забайкальского края, в виде предоставления права на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в случаях, на условиях и в порядке, предусмотренных статьей 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК, действовал в пределах своих полномочий и не нарушил нормы федерального законодательства. Положения части 5 и 6 статьи 5 Федерального закона в„– 414-ФЗ регулируют различные правоотношения: предметом регулирования части 5 статьи 5 являются правоотношения по предоставлению лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных гарантий, которые связаны с фактом прекращения ими полномочий (в том числе досрочно), а часть 6 статьи 5 является правовой основой для установления законом субъекта Российской Федерации дополнительно пенсионного обеспечения лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, в связи с осуществлением указанными лицами их полномочий в течение установленного законом субъекта Российской Федерации срока. При этом выход на пенсию и связанная с этим выплата ежемесячной доплаты к пенсии, установленная частью 6 статьи 5 Федерального закона в„– 414-ФЗ, не является социальной гарантией, предоставляемой в связи с прекращением полномочий. Кроме того, указывает на то, что в федеральном законодательстве отсутствуют положения, определяющие критерии, при которых субъектам Российской Федерации разрешено устанавливать ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, только в пределах размеров доплат, которые установлены Указом Президента в„– 854 для лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации (том 1 л.д. 53 - 57, 159 - 163, 183 - 185).
Представитель административного ответчика Губернатора Забайкальского края В. в письменных отзывах и пояснениях от 27 февраля 2023 года, 23 марта 2023 года, 18 апреля 2023 года просила в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать, в обоснование привела доводы, аналогичные доводам представителя Законодательного Собрания Забайкальского края о различии предмета правового регулирования части 5 и части 6 статьи 5 Федерального закона в„– 414-ФЗ. Дополнительно обращает внимание на то, что действующим законодательством субъекту Российской Федерации предоставлено право на установление срока замещения государственной должности, дающего право на дополнительное пенсионное обеспечение. Указанное право реализовано в абзаце 2 части 3 статьи 9 Закона края, соотносится со сроком полномочий всех лиц, замещающих государственные должности в Забайкальском крае. Доплата к пенсии, установленная в статье 9 оспариваемого Закона края, является единственной доплатой лицам, замещавшим государственные должности субъекта, установлена с учетом возможностей бюджета края, ввиду чего считает ее введение социально оправданным. Кроме того, указывает на то, что Указ Президента Российской Федерации в„– 854 не регулирует рассматриваемые правоотношения, не содержит императивных предписаний, а содержит лишь рекомендации органам государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению соответствующей доплаты в отсутствие на момент его принятия соответствующего регулирования на федеральном уровне (том 1 л.д. 39 - 43, л.д. 138 - 140, 186 - 187).
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Эпова Н.А. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении и дополнительных письменных пояснениях.
Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Забайкальского края Д. с требованиями административного истца не согласилась, поддержала письменные возражения, дала пояснения, аналогичные изложенным.
Представители административного ответчика Губернатора Забайкальского края В., Ж. просили в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.
Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в краевой суд.
Из содержания административного искового заявления и пояснений участвующего в деле прокурора следует, что заявленные прокурором в рамках настоящего административного дела требования направлены на защиту прав неопределенного круга лиц из числа жителей Забайкальского края на надлежащее исполнение принятых органами исполнительной власти региона социальных обязательств.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 30 Устава Забайкальского края законодательное регулирование по предметам ведения края и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий края осуществляет Законодательное Собрание Забайкальского края.
Согласно статье 9 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года в„– 321-ЗЗК "О нормативных правовых актах Забайкальского края" законы края принимаются Законодательным Собранием Забайкальского края на заседаниях в соответствии с федеральным законом и Уставом Забайкальского края.
Порядок подготовки, внесения вопросов на заседание Законодательного Собрания Забайкальского края и их рассмотрения определяется Регламентом Законодательного Собрания Забайкальского края.
Рассмотрение проектов законов края осуществляется не менее чем в двух чтениях.
Законодательное Собрание Забайкальского края, действуя в пределах своих полномочий, приняло оспариваемый Закон Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК.
Названный закон был принят на заседании законодательного органа в двух чтениях при наличии кворума (40 депутатов) большинством голосов от установленного числа депутатов (40 из 50) с соблюдением положений, закрепленных в статьях 25, 26, 30, 50 Устава Забайкальского края, Закона Забайкальского края от 29 октября 2008 года в„– 68-ЗЗК "О Законах Забайкальского края", что подтверждается выпиской из протокола в„– 41 от 14 декабря 2016 года, подписан Губернатором Забайкальского края 14 декабря 2016 года и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 15 декабря 2016 года, вступил в силу с 1 января 2017 года.
Проверив форму и вид, в которых Законодательное Собрание Забайкальского края вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого Закона Забайкальского края, правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.
Оценивая содержание оспариваемых норм на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор полагает, что в нарушение норм действующего федерального законодательства, Законом Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК существенно расширен круг лиц, замещавших государственные должности на профессиональной постоянной основе, которым устанавливаются социальные гарантии в связи с прекращением их полномочий, что приводит к необоснованному увеличению расходной части краевого бюджета и как следствие нарушению прав неопределенного круга лиц из числа жителей региона.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Часть 6 статьи 5 Федерального закона в„– 414-ФЗ предоставляет законодательным органам субъектов Российской Федерации право устанавливать для лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации в течение срока, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законом о страховых пенсиях либо досрочно назначенной в соответствии с федеральным законом о занятости населения в Российской Федерации, дополнительное пенсионное обеспечение в случаях, на условиях и в порядке, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации, с финансированием соответствующих расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Возможность предоставления лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), была предусмотрена также действовавшим до 20 декабря 2021 года пунктом 4 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Реализуя предоставленные ему полномочия, Законодательное Собрание Забайкальского края установило для лиц, замещавших государственные должности Забайкальского края, дополнительное пенсионное обеспечение в форме ежемесячной доплаты к страховой пенсии и определило условия ее предоставления в статье 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК.
Как следует из взаимосвязанных положений части 1, абзаца 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК, право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) предоставлено лицам, замещавшим государственные должности Забайкальского края не менее 3 лет при условии прекращения полномочий, предусмотренных федеральными законами, Уставом Забайкальского края и законами Забайкальского края.
В части 2 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК перечислены предусмотренные федеральными законами и Законом Забайкальского края от 5 октября 2009 года в„– 226-ЗЗК "О Правительстве Забайкальского края" основания для отказа в установлении ежемесячной доплаты.
Следовательно, совокупными условиями для установления ежемесячной доплаты, предусмотренной оспариваемыми нормами Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК, являются замещение лицом государственной должности не менее 3 лет, назначение ему страховой пенсии по старости (инвалидности) и отсутствие предусмотренных в части 2 статьи 9 исследуемого Закона оснований для отказа в назначении ежемесячной доплаты.
Прокурор полагает, что нормативные правовые акты субъекта, предусматривающие дополнительные социальные и иные гарантии (в том числе ежемесячные доплаты к страховой пенсии), распространяются только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, что следует из требований частей 5 и 6 статьи 5 Федерального закона в„– 414-ФЗ, которые по мнению административного истца взаимосвязаны по предмету регулирования, в связи с чем должны толковаться и применяться в совокупности.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона в„– 414-ФЗ в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, либо по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Таким образом, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, предусматривающий предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) должен отвечать следующим критериям: распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации; запрет на предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, либо по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона в„– 414-ФЗ, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 2 статьи 19 Федерального закона в„– 414-ФЗ.
Частью 6 статьи 5 Федерального закона в„– 414-ФЗ предусмотрено право субъектов Российской Федерации на принятие закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего случаи, условия и порядок установления лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительно к страховой пенсии по старости (инвалидности), дополнительного пенсионного обеспечения.
Сравнительный анализ вышеприведенных положений частей 5 и 6 статьи 5 Федерального закона в„– 414-ФЗ свидетельствует о наличии существенных различий как по предмету правового регулирования, так и по кругу лиц, подпадающих под действие данных норм.
В частности, часть 5 исследуемой статьи регулирует вопросы предоставления дополнительных социальных и иных гарантий, а частью 6 урегулировано установление дополнительного пенсионного обеспечения. Часть 5 распространяется на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации (т.е. работающих на соответствующей должности на момент возникновения права), а часть 6 применяется к лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, под понятие которых подпадают и лица, которые ранее прекратили исполнение полномочий.
Кроме того, право на пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации (часть 5), возникает с момента достижения ими пенсионного возраста и не связано с фактом прекращения ими полномочий (в том числе досрочно), как то предусматривает часть 5 статьи 5 Федерального закона в„– 414-ФЗ.
Предписания о распространении положений части 6 статьи 5 только на круг лиц, приведенный в части 5 статьи 5, Федеральный закон в„– 414 не содержит.
Напротив, с принятием Федерального закона в„– 414-ФЗ законодатель, выделяя регулирование дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации, в отдельную норму (часть 6), разграничил данную сферу с предоставлением дополнительных социальных и иных гарантий (часть 5), поскольку выход на пенсию и связанная с этим ежемесячная доплата к пенсии на основании закона субъекта Российской Федерации не является социальной гарантией, предоставляемой в связи с прекращением полномочий. В качестве мер социальной поддержки в связи с фактом прекращения исполнения полномочий выступают единовременные выплаты, которые могут устанавливаться нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Следует также отметить, что установление дополнительного пенсионного обеспечения в зависимость от факта достижения лицом в период исполнения полномочий пенсионного возраста (утраты трудоспособности) влечет неоправданное различие в правовом положении соответствующих лиц, поскольку те из них, кто исполнял должностные обязанности более длительный срок, но достиг пенсионного возраста (утратил трудоспособность) до начала исполнения полномочий или после их сложения, окажутся в худшем положении, чем те, срок полномочий которых значительно менее продолжительный, но они достигли пенсионного возраста (утратили трудоспособность) непосредственно в указанный период.
Довод административного истца о применении части 6 статьи 5 только во взаимосвязи с частью 5 статьи 5 Федерального закона в„– 414-ФЗ не подтвержден ссылками на соответствующие законоположения, в связи с чем подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании норм права.
Предложенный прокурором подход применения частей 5 и 6 статьи 5 Федерального закона в„– 414-ФЗ свидетельствует об избыточности части 6 для регулирования спорных правоотношений.
Подлежат отклонению и ссылки прокурора на соответствующую судебную практику по конкретным делам, поскольку спорные правоотношения возникли либо судебные решения состоялись до принятия Федерального закона в„– 414-ФЗ, которым в вопросы дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации, внесены изменения (часть 6 статьи 5).
Включение Забайкальского края в перечень получателей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, ненадлежащее исполнение органами исполнительной власти края обязанностей по обеспечению ряда категорий граждан жилыми помещениями, лекарственными средствами само по себе не может повлиять на реализацию взятых государством обязательств по дополнительному пенсионному обеспечению лиц, замещавших государственные должности субъектов Российской Федерации.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, право лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации, на дополнительное пенсионное обеспечение обусловлено их особым публично-правовым статусом, что, в свою очередь, предполагает связь данного права с профессиональной деятельностью указанных лиц, сопряженной с реализацией ими публичных функций (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2021 года в„– 593-О и др.).
Проанализировав оспариваемые положения части 1 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК на предмет их соответствия положениям статьи 5 Федерального закона в„– 414-ФЗ, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в указанной части оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не влечет, в связи с чем в силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования о признании недействующей со дня вступления решения суда в законную силу части 1 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК в той части, в которой предоставляет лицам, замещавшим государственные должности на профессиональной постоянной основе и не достигшим пенсионного возраста и (или) не потерявшим трудоспособность в период осуществления ими своих полномочий, право на ежемесячную доплату к пенсии.
Вместе с тем, заслуживает внимания довод административного истца о несоответствии абзаца 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК положениям Указа Президента Российской Федерации в„– 854, поскольку оспариваемая норма устанавливает больший процент выплаты лицам, замещавшим государственные должности Забайкальского края сроком от 5 до 6 лет.
Положениями оспариваемого абзаца 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК определен размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) за время замещения государственной должности от трех лет и до окончания полного срока полномочий - 55 процентов от среднемесячного денежного вознаграждения, в течение одного полного срока полномочий и более - 75 процентов. Один полный срок полномочий лиц, на которых распространяется действие оспариваемой нормы, составляет 5 лет.
Как отмечалось выше, право законодательного органа субъекта Российской Федерации устанавливать для лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации, к страховой пенсии по старости (инвалидности) дополнительное пенсионное обеспечение закреплено в части 6 статьи 5 Федерального закона в„– 414-ФЗ.
На федеральном уровне вопрос социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, урегулирован в Указе Президента Российской Федерации в„– 854.
Согласно абзацу 1 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации в„– 854 лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года в„– 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года в„– 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации в„– 854 ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственную должность Председателя Правительства Российской Федерации, при замещении ими государственных должностей Российской Федерации от трех до шести лет устанавливается в размере 55 процентов, шесть лет и более - 75 процентов месячного денежного вознаграждения Председателя Правительства Российской Федерации. Ежемесячная доплата к пенсии иным лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации от трех до шести лет, устанавливается в размере 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, пятнадцать лет и более - 95 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к пенсии по старости (инвалидности) (абзац 3).
Пунктом 10 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.
Из пояснений представителей административных ответчиков в судебном заседании следует, что, принимая решение об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Забайкальского края, законодательный орган региона руководствовался Указом Президента Российской Федерации в„– 854.
Однако, устанавливая лицам, замещавшим государственные должности Забайкальского края на профессиональной основе сроком менее 6 лет, ежемесячную доплату к пенсии более 55 процентов от среднемесячного денежного вознаграждения, Законодательное Собрание Забайкальского края не учло вышеуказанные рекомендации, содержащиеся в пункте 10 Указа Президента Российской Федерации в„– 854, о возможности органу государственной власти субъекта Российской Федерации и органу местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа.
Право субъекта Российской Федерации устанавливать иной, больший объем социальных гарантий для перечисленных в нем лиц, по сравнению с названными гарантиями, установленными Указом Президента Российской Федерации в„– 854, данный Указ не содержит.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что абзац 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК противоречит Указу Президента Российской Федерации в„– 854, поскольку устанавливает больший процент выплаты лицам, замещавшим государственные должности Забайкальского края сроком от 5 до 6 лет.
Ответом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 26 апреля 2023 года в„– 08/8366, пояснениями участвующих в деле лиц подтверждается и сторонами не оспаривается факт наличия лиц, замещавших государственные должности Забайкальского края сроком менее 6 лет, которым выплачивается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) и которым в настоящее время выплачивается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) в размере 75%.
Доводы административных ответчиков об установлении размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии с учетом возможностей краевого бюджета не могут служить основаниями для отказа в удовлетворении рассматриваемого требования, поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт несоответствия оспариваемой нормы федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Приведенный административными ответчиками в обоснование своей позиции довод о несоблюдении рядом регионов Российской Федерации установленных Указом Президента Российской Федерации в„– 854 размеров доплат к пенсии подлежит отклонению, поскольку размер доплат в других субъектах Российской Федерации не является предметом настоящего спора.
Подлежит отклонению и довод административных ответчиков об отсутствии безусловной обязанности установить соответствующие социальные гарантии лицам, замещавшим государственные должности Забайкальского края, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в„– 854, поскольку при отсутствии на федеральном уровне единого нормативного правового акта, регулирующего отношения в связи с предоставлением дополнительных социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, с указанием их видов и размеров, при установлении соответствующих гарантий необходимо руководствоваться положениями Указа Президента Российской Федерации в„– 854.
Поскольку абзац 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК в оспариваемой прокурором части противоречит федеральному законодательству, регулирующему те же правоотношения и имеющему большую юридическую силу, суд, исходя из пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, признает данное требование прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, а учитывая, что нормативный правовой акт в указанной части до вынесения решения суда применялся, на основании его положений реализовывались права заинтересованных лиц, считает возможным признать оспариваемую норму недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление первого заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу абзац 2 части 3 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК "Об отдельных вопросах обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Забайкальского края" в той части, в которой предоставляет лицам, замещавшим государственные должности на профессиональной основе сроком менее 6 лет, ежемесячную доплату к пенсии более 55 процентов от среднемесячного денежного вознаграждения.
В удовлетворении требования о признании недействующей со дня вступления решения суда в законную силу части 1 статьи 9 Закона Забайкальского края в„– 1421-ЗЗК "Об отдельных вопросах обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Забайкальского края" в той части, в которой предоставляет лицам, замещавшим государственные должности на профессиональной постоянной основе и не достигшим пенсионного возраста и (или) не потерявшим трудоспособность в период осуществления ими своих полномочий, право на ежемесячную доплату к пенсии, отказать.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Официальный интернет-портал правовой информации" (http://право.забайкальскийкрай.рф).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2023 года.

Судья
М.Н.БУРАК


------------------------------------------------------------------