Типы документов



Решение Забайкальского краевого суда от 04.05.2023 по делу N 3а-49/2023 <О признании недействующими пункта 9801 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2022 год, утв. распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 22.12.2021 N 4446/р, пункта 9681 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2023 год, утв. распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 23.12.2022 N 5090/р>



ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 мая 2023 г. по делу в„– 3а-49/2023

УИД 75OS0000-01-2023-000079-64

Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,
при секретаре Ж.,
с участием:
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Чадовой Е.А.,
представителя административного истца П.,
представителя административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.К. о признании недействующими пункта 9801 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2022 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 22 декабря 2021 года в„– 4446/р, пункта 9681 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2023 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 23 декабря 2022 года в„– 5090/р,

установил:

распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 22 декабря 2021 года в„– 4446/р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год). Названный Перечень опубликован 23 декабря 2021 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (www.gosim.75.ru).
Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 23 декабря 2022 года в„– 5090/р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год). Названный Перечень опубликован 26 декабря 2022 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (www.gosim.75.ru).
Пунктом 9801 Перечня на 2022 год, пунктом 9681 Перечня на 2023 год в названные перечни включен объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
7 марта 2023 года М.К., являясь собственником названного объекта недвижимости, в лице представителя по доверенности П. обратилась в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, полагая незаконным включение здания в Перечни, поскольку данный объект не обладает признаками объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, следовательно, включение его в перечни объектов недвижимого имущества противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) и нарушает законные интересы административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
Наименование здания с кадастровым номером в„– <...> "офисное здание" не является достаточным основанием для включения объекта недвижимости в Перечни. В техническом плане здания экспликация отсутствует, в связи с чем невозможно сделать вывод о назначении (наименовании) помещений в составе здания, иной технической документации на здание не имеется. Отсутствие экспликации помещений в здании также не является основанием для законного включения здания в Перечни.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, "для размещения производственной базы" не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
С позицией административного ответчика об использовании здания как административного, основанного на акте фактического обследования здания от 23 января 2023 года, административный истец не согласен. Более того фактическое обследование здания было осуществлено 23 января 2023 года, то есть после включения здания в оспариваемые Перечни.
Одновременно М.К. заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины, на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей и на оплату услуг нотариуса в размере 3 000 рублей.
В письменных возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее также - Департамент) в лице представителя М.А. в удовлетворении заявленных требований просил отказать, указав, что оспариваемые распоряжения приняты Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в рамках предоставленных ему полномочий, в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, и размещены на официальном сайте Департамента. Принадлежащее административному истцу здание с назначением "нежилое здание, офисное здание" включено в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, как здание, предназначенное для использования в целях коммерческого назначения. Письмом Департамента от 30 января 2023 года в удовлетворении требований административного истца об исключении здания из Перечней отказано ввиду того, что в ЕГРН объект учтен как офисное здание, выпиской из ЕГРН и техническим планом на здание подтверждается, что здание является офисным, документы, позволяющие определить процентное соотношение площадей здания, не представлены. В дополнительных возражениях Департамент выражает несогласие с требованиями о взыскании судебных расходов, полагая размер заявленных расходов завышенным, носящим чрезмерный характер и несоответствующим сложившейся средней цене в регионе за аналогичные услуги.
Административный истец М.К., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца П. заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края М.А. заявленные требования полагала не подлежащими удовлетворению, поддержав письменные возражения на административное исковое заявление и дополнения к ним.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.
Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 КАС РФ.
В части 1 статьи 208 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В статье 57 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Законом Забайкальского края от 18 ноября 2014 года в„– 1081-ЗЗК "О реализации абзаца третьего пункта 1 статьи 402 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлена единая дата начала применения на территории Забайкальского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Решением Думы городского округа "Город Чита" от 27 ноября 2014 года в„– 71 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа "Город Чита" установлен налог на имущество физических лиц, в том числе в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, М.К. принадлежит на праве собственности здание с кадастровым номером N, площадью 250 кв. м, назначение: нежилое, наименование: офисное здание, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 5 октября 2022 года, 14 апреля 2023 года (л.д. 139 - 141 т. 1, л.д. 13 - 17 т. 2).
Таким образом, М.К., как лицо, владеющее на праве собственности объектом недвижимости, включенным в Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2022, 2023 годы, утвержденные соответствующими распоряжениями Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, в силу части 1 статьи 208 КАС РФ относится к числу лиц, имеющих право на предъявление в суд административного искового заявления о признании указанных нормативных правовых актов недействующими.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 апреля 2017 года в„– 171 "О реализации некоторых положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края по: 1) определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; 2) направлению перечня в электронной форме в налоговый орган по Забайкальскому краю; 3) размещению перечня на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанным постановлением также утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с пунктом 12.2.3 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2017 года в„– 585, Департамент на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов края, нормативных правовых актов Губернатора края и Правительства края самостоятельно принимает нормативные правовые акты об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В статье 46 Устава Забайкальского края закреплено, что к нормативным правовым актам относятся, в том числе постановления Правительства Забайкальского края, приказы иных органов исполнительной власти края. К правовым актам ненормативного характера (индивидуальным актам) относятся, в том числе распоряжения Правительства Забайкальского края, приказы и распоряжения иных органов исполнительной власти края.
Согласно статье 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года в„– 321-ЗЗК "О нормативных правовых актах Забайкальского края" нормативный правовой акт Забайкальского края - принятый (изданный) в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Забайкальского края или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Нормативными правовыми актами осуществляется правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и Забайкальского края в пределах полномочий Забайкальского края, а также по предметам ведения Забайкальского края.
Официальным опубликованием приказа иного исполнительного органа Забайкальского края считается его первая публикация в газете "Забайкальский рабочий" либо в газете "Азия-Экспресс", либо на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Официальный интернет-портал правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края" (http://право.забайкальскийкрай.рф), либо на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru), либо на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Забайкальский рабочий" (www.zabrab75.ru) (часть 2 статьи 26 указанного Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года в„– 321-ЗЗК).
Распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 22 декабря 2021 года в„– 4446/р, от 23 декабря 2022 года в„– 5090/р об определении Перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, отвечают признакам, характеризующим нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Тот факт, что оспариваемые Перечни определены распоряжениями, а не приказами Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, и не были опубликованы, как предписано в части 2 статьи 26 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года в„– 321-ЗЗК "О нормативных правовых актах Забайкальского края", не может свидетельствовать о нарушении порядка их принятия и опубликования.
Перечни объектов недвижимого имущества опубликованы соответственно 23 декабря 2021 года, 26 декабря 2022 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (www.gosim.75.ru) согласно установленному пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ порядку, и лицам, права и свободы которых они затрагивают, была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием этих актов.
Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года в„– 50, в том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.
Принимая во внимание вышесказанное, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий субъектов Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, в которой указаны, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом), отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как следует из пояснений представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края М.А., принадлежащий административному истцу объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, как здание, предназначенное для использования в целях коммерческого назначения.
Из материалов дела следует, что объект недвижимости: здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 250 кв. м, имеет назначение - нежилое, наименование - офисное здание (л.д. 13 - 17 т. 2).
Указанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером в„– <...>, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения производственной базы, что удостоверяется выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 9 июня 2021 года, 14 апреля 2023 года (л.д. 142 - 145 т. 1, 19 - 23 т. 2). Согласно письмам филиала ППК "Роскадастр" по Забайкальскому краю от 17 и 25 апреля 2023 года сведения об указанном виде разрешенного использования земельного участка внесены в ЕГРН 12 апреля 2017 года и до настоящего времени вид разрешенного использования не изменялся (л.д. 24, 25 т. 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года в„– 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования, которым определены виды разрешенного использования земельных участков (утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 12 февраля 2021 года в„– 68).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года в„– П/0412 утвержден новый Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Классификаторы видов разрешенного использования не содержат такого вида разрешенного использования "для размещения производственной базы".
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в„– "для размещения производственной базы" не позволяет сделать вывод, что он однозначно предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, следовательно, по данному критерию здание с кадастровым номером в„– в оспариваемые Перечни включено быть не могло.
Наименование здания "офисное здание", на что указано административным ответчиком, не свидетельствует о том, что здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, поскольку правовое значение в соответствии с приведенными нормами налогового законодательства имеет назначение, разрешенное использование или наименование помещений в этом здании.
Согласно техническому плану, подготовленному 10 ноября 2016 года в связи с созданием здания, здание с кадастровым номером в„– <...>, расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение "нежилое здание", наименование "офисное здание", площадь 250 кв. м, количество этажей 1; строительство объекта недвижимости завершено в 2016 году. В техническом плане не содержится плана здания, первого этажа, соответственно, не выделены части здания, помещения в нем (л.д. 146 - 153 т. 1).
Из ответа ООО "Надежда", кадастровым инженером которого составлен технический план, следует, что технический план здания с кадастровым номером в„– не сохранился в связи с истечением сроков хранения, при этом согласно приказу Минэкономразвития России в„– 953 в требованиях к подготовке технического плана для постановки на кадастровый учет не требовался поэтажный план и экспликация к нему (л.д. 59 т. 2).
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшего на момент подготовки технического плана здания) технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (часть 1).
В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости. Технический план состоит из графической и текстовой частей (части 2, 3).
В графической части технического плана здания, сооружения или объекта незавершенного строительства воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (часть 4).
В текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также сведения об использованной при подготовке технического плана здания, сооружения или объекта незавершенного строительства геодезической основе кадастра (часть 7).
Форма технического плана и требования к его подготовке на тот момент были утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2010 года в„– 403.
В соответствии с правилами оформления технического плана здания, установленными названными выше требованиями к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, необходимые для постановки на учет такого здания, сведения о части или частях здания либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о здании, которому присвоен кадастровый номер (пункт 2).
Технический план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав технического плана, и разделы, включение которых в состав технического плана зависит от видов кадастровых работ (пункт 3).
К текстовой части относятся следующие разделы: 1) общие сведения о кадастровых работах; 2) исходные данные; 3) сведения о выполненных измерениях и расчетах; 4) описание местоположения здания на земельном участке; 5) характеристики здания; 6) сведения о части (частях) здания; 7) характеристики помещений в многоквартирном доме; 8) заключение кадастрового инженера.
К графической части технического плана относятся следующие разделы: 1) схема геодезических построений; 2) схема расположения здания (части здания) на земельном участке; 3) чертеж контура здания (части здания; далее - Чертеж); 4) план этажа (этажей) или части этажа (этажей) здания, а в случае отсутствия у здания этажей - план здания или части здания с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения.
При этом, как указано в пункте 10, в состав технического плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ в связи с созданием и (или) образованием здания, изменением сведений о здании включаются следующие разделы: 1) общие сведения о кадастровых работах; 2) исходные данные; 3) сведения о выполненных измерениях и расчетах; 4) описание местоположения здания на земельном участке; 5) характеристики здания; 6) заключение кадастрового инженера (при необходимости); 7) схема геодезических построений, за исключением случаев, установленных пунктом 9 настоящих Требований; 8) Схема; 9) Чертеж; 10) Приложение (при необходимости).
Таким образом, действительно, действующая на момент составления технического плана здания с кадастровым номером в„– форма технического плана не предусматривала обязательного составления плана этажа, здания с соответствующей экспликацией помещений.
Какие-либо иные документы технического учета (инвентаризации), которые бы предусматривали размещение в спорном здании офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), административным ответчиком не представлены.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 апреля 2017 года в„– 171 "О реализации некоторых положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с данным Порядком определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества осуществляется Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, в том числе через подведомственные учреждения, с учетом с пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Департамент определяет вид фактического использования объектов недвижимого имущества на основании: 1) данных Единого государственного реестра недвижимости и (или) технического учета (инвентаризации); 2) сведений, полученных в результате обследования объектов недвижимого имущества; 3) иных открытых источников информации. Обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования осуществляется Департаментом в установленном им порядке.
Приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 18 ноября 2015 года в„– 10/НПА утвержден Порядок проведения обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества.
Согласно названному Порядку обследование фактического использования объектов недвижимости осуществляется Краевым государственным бюджетным учреждением по архивно-информационному и геопространственному обеспечению "Забайкальский архивно-информационный центр". В ходе проведения обследования объектов недвижимости осуществляется фотосъемка (при необходимости - видеосъемка), фиксирующая фактическое использование объектов недвижимости, а также фотосъемка (при необходимости - видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении.
Из акта обследования фактического использования объекта недвижимости от 23 января 2023 года в„– 1, проведенного диспетчером отдела государственной кадастровой оценки краевого государственного бюджетного учреждения по архивно-информационному и геопространственному обеспечению "Забайкальский архивно-геоинформационный центр" (далее также - КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр"), усматривается, что объект недвижимости - здание с кадастровым номером в„– <...>, общей площадью 250 кв. м, этажей 1, расположенное на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 9999 кв. м, с разрешенным использованием - для размещения производственной базы, используется как административное. Также указано, что техническая документация на объект отсутствует, в связи с этим не представляется возможным выполнить расчет процентного соотношения конторских, складских, подсобных и неэксплуатируемых площадей помещений (л.д. 54 - 57 т. 2).
Между тем вывод в акте об использовании здания как административного основан не на проведении соответствующих замеров площади помещений, используемых под указанные цели, а только исходя из визуального осмотра объекта недвижимости.
Кроме того, обследование спорного здания и помещений в нем на предмет их фактического использования до определения Перечней на 2022, 2023 годы не проводилось, соответственно, определить площадь помещений, предназначенных для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, исключительно на основании данных технической документации не представляется возможным, в связи с чем по данному критерию спорный объект недвижимости включению в Перечни не подлежал.
Как предписано в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено.
Таким образом, признать принадлежащее административному истцу здание объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, ни предназначение здания, ни его фактическое использование, ни вид разрешенного использования земельного участка не позволяют.
При установленных обстоятельствах, оспариваемые административным истцом Перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2022, 2023 годы в части включения в них здания с кадастровым номером в„– подлежат признанию не действующими, как противоречащие приведенным выше нормам федерального законодательства, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2022 - 2023 годы, при этом признание оспариваемых норм с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества недействующими со дня их принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статья 106 КАС РФ относит к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, в том числе расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года в„– 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10).
В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ), суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (пункт 11).
Административным истцом уплачена государственная пошлина за подачу административного искового заявления в размере 600 рублей (л.д. 20 т. 1).
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле (пункты 12 - 13).
Расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей подтверждаются договором на оказание юридических услуг от 27 декабря 2022 года, заключенным между М.К. и П., обладающей высшим юридическим образованием (копия диплома в„– от 24 июня 2004 года), а также распиской П. от 27 декабря 2022 года о получении денежных средств в размере 40 000 рублей (л.д. 154 - 156, 157, 231 - 232 т. 1).
Согласно вышеназванному договору об оказании юридических услуг от 27 декабря 2022 года П. взяла на себя обязательства по оказанию юридических услуг, направленных на исключение принадлежащего М.К. на праве собственности здания с кадастровым номером в„– из налоговых перечней за 2022, 2023 годы посредством представления ее интересов в Забайкальском краевом суде в качестве административного истца. Объем юридических услуг по договору включает в себя: подготовку правовой позиции по делу, затребование и подготовку необходимых документов, представление интересов заказчика в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных органах и организациях с целью сбора и подготовки документов, необходимых для досудебного урегулирования спора в претензионном порядке; разработку правовой позиции для защиты и восстановления нарушенных прав заказчика; подготовку и представление в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края заявления об исключении здания из налоговых перечней на 2022 - 2023 годы; обращение в КГБУ "ЗабГеоИнформЦентр" с заявлением о проведении фактического обследования здания на предмет его фактического использования, участие при проведении обследования, получение акта обследования и представление его в Департамент; подготовку и представление в Забайкальский краевой суд административного искового заявления; участие в судебных заседаниях по делу, сбор и представление доказательств до вынесения решения по делу (представление интересов заказчика в суде первой инстанции) (л.д. 154 - 156 т. 1).
Определяя размер подлежащих возмещению расходов на оплату услуг представителя, суд учитывает объем оказанной юридической помощи (составлено и подано административное исковое заявление, отзыв на дополнительные возражения, участие в предварительном судебном заседании и одном судебном заседании), и, принимая во внимание категорию спора, определенную его сложность, а также с учетом возражений административного ответчика о чрезмерности заявленных расходов и представленных сторонами сведений о размере аналогичных услуг полагает возможным взыскать в пользу административного истца 15 000 рублей.
Вместе с тем требование о взыскании расходов на оформление доверенности удовлетворению не подлежит.
Как разъяснено, в пункте 2 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года в„– 1, расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Из представленной в материалы дела доверенности в„– <...> от 6 марта 2023 года, удостоверенной нотариусом города Читы Забайкальского края К.О.Н., следует, что данная доверенность предусматривает возможность представления интересов М.К. П. не только в судах общей юрисдикции всех инстанций по административным делам, в том числе по делам о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2022 и 2023 годы, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, а также в Управлении Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю.
Таким образом, поскольку указанная доверенность предусматривает представление интересов М.К. не только по рассматриваемому административному делу, но и на представление интересов М.К. во всех судах общей юрисдикции по административным делам и других организациях, в том числе по вопросам, не связанным с судебной защитой в рамках настоящего административного дела, требования о взыскании расходов на оформление доверенности удовлетворению не подлежат.
С учетом вышеприведенного, в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы, состоящие из расходов на уплату государственной пошлины и на оплату услуг представителя, в размере 15 600 (600 + 15 000) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление М.К. удовлетворить частично.
Признать не действующими с момента принятия:
пункт 9801 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2022 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 22 декабря 2021 года в„– 4446/р;
пункт 9681 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2023 год, утвержденного распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 23 декабря 2022 года в„– 5090/р.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).
Взыскать с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в пользу М.К. судебные расходы в размере 15 600 (пятнадцать тысяч шестьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2023 года.

Судья
О.Ч.ЦЫДЕНДАМБАЕВА


------------------------------------------------------------------