Типы документов



Постановление Губернатора Забайкальского края от 26.04.2023 N 20 "Об организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Забайкальского края в безопасные районы"



ГУБЕРНАТОР ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2023 г. в„– 20

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ
И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В БЕЗОПАСНЫЕ
РАЙОНЫ

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года в„– 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 года в„– 303 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы", от 26 ноября 2007 года в„– 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", учитывая методические рекомендации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10 февраля 2021 года в„– 2-4-71-2-11 дсп по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, в целях установления порядка и последовательности действий органов управления и населения при эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы Забайкальского края постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Забайкальского края в безопасные районы.
2. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края привести положения об организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей муниципального образования в безопасные районы в соответствие с настоящим постановлением.

Заместитель Губернатора
Забайкальского края
А.И.КОСТЕНКО





Утверждено
постановлением Губернатора
Забайкальского края
от 26 апреля 2023 г. в„– 20

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ
И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В БЕЗОПАСНЫЕ
РАЙОНЫ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение регулирует вопросы планирования, подготовки и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей Забайкальского края в безопасные районы, проводимые в целях повышения уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в военное время.
2. В целях настоящего Положения используются следующие основные понятия:
1) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей Забайкальского края (далее - эвакуация) - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах;
2) рассредоточение - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности;
3) зона возможных опасностей - зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва;
4) безопасный район - территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуируемого населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей;
5) зона возможных сильных разрушений - территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить полные и сильные разрушения;
6) зона возможных разрушений - территория, в пределах которой в результате воздействия обычных средств поражения здания и сооружения могут получить средние и слабые разрушения со снижением их эксплуатационной пригодности.
3. Безопасные районы для размещения и жизнеобеспечения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются органами исполнительной власти Забайкальского края заблаговременно в мирное время по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края (далее - органы местного самоуправления муниципальных образований), Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю (далее - Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю), органами военного управления.
Перечень безопасных районов отражается в плане эвакуационных мероприятий в Забайкальском крае.
4. Эвакуации подлежат:
1) работники организаций, расположенных в населенных пунктах и переносящих производственную деятельность в военное время в безопасные районы, а также неработающие члены семей указанных работников;
2) нетрудоспособное и не занятое в производстве население;
3) материальные и культурные ценности.
5. К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
1) государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);
2) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, база данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);
3) запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;
4) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;
5) запасы материальных средств, предназначенные для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
6. К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
1) страховой фонд документов библиотечных фондов;
2) культурные ценности мирового, федерального (общероссийского) значения;
3) электронные информационные ресурсы на жестких носителях;
4) культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.
7. Основанием для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами исполнительных органов Забайкальского края, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, расположенных на территории Забайкальского края.

2. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1. Силы и средства, привлекаемые к планированию,
подготовке и проведению эвакуационных мероприятий

8. К планированию, подготовке и проведению эвакуационных мероприятий на соответствующих уровнях привлекаются эвакуационные органы, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти (государственных компаний), органов исполнительной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, их силы и средства, а также органы управления, силы и средства организаций, обеспечивающих выполнение эвакуационных мероприятий на договорной основе по мобилизационным планам экономики.
9. Для планирования, подготовки и проведения эвакуации и рассредоточения заблаговременно создаются эвакуационные органы, в том числе:
1) эвакуационные комиссии, основными задачами которых являются:
а) планирование эвакуации на соответствующем уровне;
б) осуществление контроля за планированием эвакуации в подведомственных органах и организациях;
в) организация и контроль подготовки и проведения эвакуационных мероприятий;
2) сборные эвакуационные пункты (далее - СЭП), которые создаются для сбора, постановки на учет эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения и организованной отправки его в безопасные районы и располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации населения.
СЭП обеспечивается связью с эвакуационной комиссией муниципального района, муниципального и городского округа, администрацией пункта посадки, исходного пункта на маршруте пешей эвакуации населения, эвакоприемными комиссиями, расположенными в безопасных районах, а также автомобильным, пассажирским и грузовым транспортом. Каждому СЭП присваивается номер.
К СЭП прикрепляются организации, работники которые имеют неработающих членов семей, и население, не занятое в производстве, которые эвакуируются через данный СЭП.
За СЭП закрепляются:
а) ближайшие защитные сооружения гражданской обороны или заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства;
б) медицинская организация;
в) организации жилищно-коммунального хозяйства;
3) промежуточные пункты эвакуации (далее - ППЭ) создаются в целях:
а) кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными укрытиями, укрытиями или заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства;
б) перерегистрации населения и проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.
Основные задачи ППЭ:
организация встречи пеших и автомобильных колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов) и временное размещение прибывшего эваконаселения в ближайших населенных пунктах безопасного района;
согласование с эвакоприемными комиссиями муниципальных образований безопасных районов графиков движения транспортных средств, организация посадки отправки эваконаселения в конечные пункты его размещения в безопасном районе транспортом, а также пешим порядком;
организация оказания медицинской помощи заболевшим из числа прибывшего эваконаселения;
обеспечение поддержания общественного порядка в районе пункта и укрытия населения, находящегося на ППЭ по сигналу гражданской обороны;
своевременные доклады начальнику маршрута пешей эвакуации и эвакоприемным комиссиям соответствующих муниципальных образований безопасных районов о времени прибытия, количестве прибывшего эваконаселения и отправке его в конечные пункты размещения в безопасном районе;
4) группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения (далее - группы управления) возглавляются начальниками маршрутов, которые назначаются решениями руководителей соответствующих эвакуационных комиссий и осуществляют:
а) организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;
б) ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;
в) оказание медицинской помощи в пути следования;
г) организацию охраны общественного порядка.
Группа управления делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, обеспечения движения, регулирования движения и охраны общественного порядка, медицинской помощи.
Для обслуживания пеших колонн на маршруте пешей эвакуации населения создаются подвижные медицинские бригады;
5) эвакоприемные комиссии создаются органами муниципальных образований в безопасных районах, на территорию которых планируется эвакуация в целях:
а) планирования и осуществления приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;
б) организации и контроля комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакуационных приемных комиссий;
в) организации и контроля обеспечения эвакуации (рассредоточения);
г) учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей;
6) приемные эвакуационные пункты (далее - ПЭП) создаются для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.
При необходимости на ПЭП развертывается медицинский пункт и оборудуются укрытия для эвакуированного населения, материальных и культурных ценностей.
Основные задачи ПЭП:
а) встреча прибывающих эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автомобильных, пеших колонн и обеспечение высадки эвакуируемого населения совместно с администрацией пункта высадки;
б) организация отправки эвакуируемого населения в пункты его постоянного размещения автомобильным транспортом и пешим порядком во взаимодействии с автотранспортной службой муниципального образования;
в) доклады в эвакоприемную комиссию, созданную в безопасном районе, о времени прибытия, количестве прибывшего эвакуируемого населения и отправке его в места расселения;
г) организация оказания медицинской помощи заболевшим из числа прибывшего эвакуируемого населения;
д) обеспечение поддержания общественного порядка в районе пункта высадки и укрытие эвакуируемого населения по сигналам гражданской обороны;
7) пункты посадки (высадки), администрации которых формируются из руководителей и представителей соответствующих транспортных организаций и создаются в целях:
а) обеспечения своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);
б) организации посадки (высадки) населения на транспортные средства;
в) организации погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
г) обеспечения своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учета и информирования соответствующих эвакуационных комиссий;
8) оперативные группы по эвакуации создаются с целью ускорения вывоза населения из зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время, задачами которых являются:
а) оповещение, сбор, учет и посадка эваконаселения на транспорт по месту нахождения (по месту жительства или работы);
б) распределение эваконаселения по транспортным средствам, формирование эвакоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
в) осуществление контроля за проведением эвакуации и информирование вышестоящих эвакоорганов и органов военного управления;
г) поддержание общественного порядка на всех этапах проведения эвакуации.

2.2. Способы проведения эвакуационных мероприятий

10. В зависимости от масштаба, особенностей возникновения и прогноза развития существующих угроз и опасностей, складывающейся обстановки, места и времени их начала эвакуация подразделяется на частичную и общую, а по времени - на заблаговременную и экстренную, в том числе:
а) общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации;
б) частичная эвакуация проводится в отношении нетрудоспособного и не занятого в производстве (экономической деятельности) населения, а также материальных и культурных ценностей, подлежащих первоочередной эвакуации, без нарушения действующих графиков работы транспорта.
При частичной эвакуации также проводится эвакуация преподавателей образовательных организаций с обслуживающим персоналом и членами их семей, обслуживающего персонала с членами их семей специализированных учреждений социального обслуживания граждан;
в) заблаговременная эвакуация проводится по решению Президента Российской Федерации из зон эвакуации в случаях угрозы возможного воздействия поражающих факторов, способствующих нанесению вреда здоровью и жизни или материального ущерба населению, материальным и культурным ценностям;
г) экстренная эвакуация проводится по решению Губернатора Забайкальского края или руководителя муниципального образования из зон чрезвычайных ситуаций в случаях, требующих незамедлительных действий по сохранению здоровья и жизни людей, а также обеспечению сохранности материальных и культурных ценностей.
11. К нетрудоспособному населению относятся:
1) лица, обучающиеся в образовательных организациях (дошкольных общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи; учреждениях социального обслуживания; учреждениях дополнительного образования детей);
2) граждане пожилого возраста и инвалиды, содержащиеся в специализированных учреждениях социального обслуживания граждан.
12. К незанятому в производстве (экономической деятельности) населению, подлежащему эвакуации, относятся:
1) неработающее население, в том числе население (работники организаций), уволенные (увольняемые) в связи с прекращением с ними трудового договора при наступлении чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства);
2) военнослужащие женского пола, которые имеют одного ребенка и более в возрасте до 16 лет или срок беременности которых составляет не менее 22 недель, уволенные с военной службы по мобилизации.
13. Рассредоточение проводится в отношении работников организаций, продолжающих работу в зонах опасностей (возможных опасностей).

3. РАЗМЕЩЕНИЕ ЭВАКУИРОВАННОГО (РАССРЕДОТОЧИВАЕМОГО)
НАСЕЛЕНИЯ

14. Размещение в безопасных районах осуществляется с учетом удаления от зон возможных опасностей, наличия жилищного фонда, дорожной сети, возможностей обеспечения защиты людей, их производственной деятельности и отдыха, условий для создания группировок сил гражданской обороны, предназначенных для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах эвакуации.
15. Эвакуированное (рассредоточиваемое) население рекомендуется размещать в жилых, общественных и административных зданиях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе в санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях, кроме имеющих мобилизационное предназначение, а также в отапливаемых домах садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ.
Работники федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления и организаций, имеющих жилые, общественные и административные здания, расположенные в безопасных районах, размещаются в указанных зданиях с членами семей.
16. Органам местного самоуправления рекомендуется осуществлять предоставление жилых, общественных, административных зданий и помещений федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти Забайкальского края, организациям и населению, нуждающемуся в размещении, на основании:
1) выдаваемых ордеров, находящихся в муниципальной собственности;
2) выданных организациям мобилизационных заданий (заказов) и заключаемых с ними договоров об оказании работ и услуг на соответствующий период военного времени по предоставлению жилых, общественных и административных зданий и помещений, в том числе санаториев, пансионатов, домов отдыха, детских оздоровительных лагерей, находящихся в собственности организаций (индивидуальных предпринимателей);
3) имеющихся согласий владельцев жилых помещений, домов садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ путем подселения и размещения.
Норма выделяемой жилой площади в безопасном районе при планировании эвакомероприятий составляет не менее 2,5 кв. м/чел.
17. Для размещения и хранения эвакуируемых материальных и культурных ценностей в безопасных районах заблаговременно (в мирное время) определяются помещения или специальные хранилища, отвечающие необходимым для этого требованиям.
В качестве мест хранения материальных и культурных ценностей в безопасных районах могут быть использованы помещения клубов, библиотек, театров, домов культуры, краеведческих музеев.

4. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

18. Особенности проведения эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях в военное время рекомендуется определять характером источника чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и прочее), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих фактов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.
19. При получении достоверного прогноза возникновения ЧС на соответствующих территориях проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза (вывода) людей из зон ЧС.
20. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям.
21. Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштаба ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий.
22. Эвакуированное население рекомендуется размещать в безопасных районах до особого распоряжения Губернатора Забайкальского края в зависимости от обстановки.


------------------------------------------------------------------