Типы документов



Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края от 07.06.2023 N 231 "Об утверждении документов о функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Забайкальского края"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ
от 7 июня 2023 г. в„– 231

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКУМЕНТОВ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года в„– 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста работников РФ, включая национальную систему учительского роста", с учетом распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 года в„– Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года в„– Р-174", с целью создания и внедрения региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Забайкальского края приказываю:

1. Утвердить:
1.1. Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Забайкальского края (прилагается).
1.2. Комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию регионального сегмента научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на период до 2024 года (далее - РС НМС) (прилагается).
2. Определить ответственными за реализацию мероприятий Управление общего образования и воспитания Министерства образования и науки Забайкальского края, ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края".
3. Признать утратившими силу:
3.1. Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края от 13 июля 2021 года в„– 712.
3.2. Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края от 4 апреля 2022 года в„– 311 "О внесении изменений в пункт 1.2 приказа Министерства образования и науки Забайкальского края от 13 июля 2021 года в„– 712.

И.о. министра
Т.К.КЛИМЕНКО




Утверждено
приказом Министерства образования
и науки Забайкальского края
от 1 июня 2023 г. в„– 231

ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЗДАНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕГМЕНТА ЕДИНОЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании регионального сегмента единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - Положение, РС НМС) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты РС НМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях создания условий для развития кадрового потенциала и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров системы образования Забайкальского края.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения:
- Федеральный закон от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. в„– 16;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. в„– 1642;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. в„– 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста;
- распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15.12.2022 в„– Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. в„– Р-174";
- Положение о Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Забайкальского края, утвержденное приказом Министерства образования и науки Забайкальского края от 25.02.2021 в„– 195.

2. Цель, задачи и принципы формирования регионального
сегмента единой федеральной системы научно-методического
сопровождения педагогических работников и управленческих
кадров

2.1. Целью РС НМС является создание единого научно-методического пространства в сфере непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с приоритетными задачами в сфере образования.
2.2. Задачи:
- формирование механизмов управления региональной инфраструктурой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- координация и интеграция деятельности методических служб различных уровней (федерального, регионального, муниципального, институционального);
- актуализация содержания, форм и методов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров региона;
- ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
- развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
- стимулирование деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
2.3. Принципами формирования РС НМС педагогических работников и управленческих кадров являются:
- соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
- соответствие реализуемых в Забайкальском крае мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
- консолидация ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.

3. Структура и субъекты регионального сегмента единой
федеральной системы научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров

3.1. РС НМС включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент регионального уровня РС НМС представляют:
3.2.1. Министерство образования и науки Забайкальского края.
Функции:
- утверждает комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию РС НМС;
- обеспечивает условия для достижения показателей функционирования РС НМС;
- обеспечивает финансирование региональной системы;
- обеспечивает условия для достижения показателей федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
- обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между региональными субъектами единой федеральной системы (далее - ЕФС) о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- осуществляет мониторинг эффективности функционирования.
3.2.2. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Забайкальского края (далее - ЦНППМ).
Функции:
- обеспечивает взаимодействие с федеральным координатором ЕФС, в том числе работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
- осуществляет координацию деятельности РС НМС;
- организует процесс выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров с последующей разработкой индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает адресную поддержку и сопровождение педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
- координирует реализацию целевой модели наставничества педагогических работников;
- организует и координирует деятельность регионального методического актива;
- осуществляет тьюторское сопровождение программ дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), включенных в Федеральный реестр;
- организует и сопровождает обучение педагогических работников и управленческих кадров Забайкальского края в цифровой экосистеме ДПО по программам Федерального реестра;
- оказывает адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.3. Государственное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Забайкальского края".
Функции:
- обеспечивает разработку дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНПП педагогических работников дефицитов;
- организует и проводит региональные методические события для педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
- обеспечивает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
- обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в РС НМС педагогических работников и управленческих кадров;
- осуществляет организацию внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- организует и проводит координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
- оказывает методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами;
- обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
- осуществляет организацию и проведение обучения педагогических работников и управленческих кадров региона, в том числе по новейшим программам ДПО;
- вовлекает педагогических работников в экспертную деятельность;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
3.2.4. Региональное учебно-методическое объединение в системе образования Забайкальского края (далее - РУМО).
Функции:
- координирует действия по обеспечению качества и развития системы образования Забайкальского края;
- организует и проводит общественную экспертизу проектов учебно-методических материалов и нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность;
- осуществляет методическое сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников образовательных организаций Забайкальского края;
- координирует отдельные направления деятельности регионального методического актива (далее - РМА) в части обеспечения профессионального развития педагогических работников и повышения качества образования;
- осуществляет информационную поддержку деятельности ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края", РМА на условиях партнерства.
3.2.5. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края", Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Городской научно-методический центр".
Функции:
- обеспечивают разработку ДПП в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников дефицитов;
- участвуют в организации и проведении образовательных мероприятий для педагогических работников;
- участвуют в обеспечении проведения региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
- обеспечивают разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
- обеспечивают вовлечение профессиональных сообществ в РС НМС педагогических работников и управленческих кадров;
- выполняют иные задачи и функции, возложенные учредителем.
3.2.6. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Читинский педагогический колледж", Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино", Государственное профессиональное образовательное учреждение "Педагогический колледж г. Сретенска".
Функции:
- разрабатывают и реализовывают модели выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи;
- оказывают консультативную помощь и поддержку педагогическим работникам и управленческим кадрам;
- участвуют в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;
- осуществляют планирование научных, образовательных и просветительских мероприятий в целях обеспечения профориентационной деятельности со школьниками, осуществление взаимодействия с педагогическими работниками и управленческими кадрами общеобразовательных организаций.
3.2.7. Региональная общественная организация "Забайкальское педагогическое общество".
Функции:
- организует и проводит курсы повышения квалификации, семинары, лектории и т.д. для работников образования региона;
- оказывает содействие в проведении научных исследований по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, научной разработке актуальных проблем педагогики в деятельности педагогических коллективов, информирование о достижениях науки работников образовательных организаций, широкой общественности, участие в мероприятиях по внедрению в практику работы образовательных организаций инновационных направлений и достижений педагогической науки;
- координирует деятельность региональных профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций педагогов по предметной направленности).
3.2.8. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Забайкальский государственный университет", реализующее программы по укрупненной группе специальностей (направлений) подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки".
Функции:
- участвует в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;
- проводит прикладные исследования региональных образовательных систем по направлениям деятельности учреждения;
- разрабатывает концептуальные положения и модели опережающего профессионального развития педагогических работников;
- разрабатывает подходы к совершенствованию РС НМС с учетом специфики региональной системы образования;
- разрабатывает модели выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи;
- разрабатывает, апробирует и внедряет комплексы диагностики профессиональных компетенций педагогических работников;
- планирует и организует научные, образовательные и просветительские мероприятия в целях обеспечения профориентационной деятельности со школьниками, осуществляет взаимодействие с педагогическими работниками и управленческими кадрами общеобразовательных организаций.
3.3. Структурный компонент муниципального уровня РС НМС представляют:
3.3.1. Муниципальная методическая служба (далее - ММС).
Функции:
- обеспечивает изучение запросов и оказание практической помощи в организационно-методическом сопровождении педагогических работников и управленческих кадров;
- координирует методическую работу и формирует методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
- обеспечивает фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
- предоставляет в ЦНППМ информацию о муниципальной системе сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- осуществляет кураторство и оказывает организационную и методическую поддержку представителям регионального методического актива по сопровождению реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогов;
- разрабатывает и реализует систему методических мероприятий муниципального уровня;
- организует работы муниципального методического актива по осуществлению посткурсового сопровождения программ ДП;
- организует и курирует деятельность и осуществляет методическую поддержку муниципальных методических объединений педагогических работников;
- создает среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию в рамках деятельности муниципальных методических объединений.
3.3.2. Муниципальные методические объединения (далее - ММО).
Функции:
- осуществляют организационно-методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
- создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию;
- оказывают помощь в сопровождении индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;
- осуществляют посткурсовое сопровождение программ ДПО;
- обеспечивает взаимодействие с ММС в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников.
3.4. Структурный компонент институционального уровня представляют:
3.4.1. Методический (научно-методический) совет образовательной организации.
Функции:
- обеспечивает взаимодействие с представителями регионального методического актива, руководителями муниципального методического актива в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
- организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
- организует реализацию программ наставничества;
- организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
- проводит семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
3.4.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников.
Функции:
- осуществляют методическую поддержку педагогических работников;
- создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
- организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом в рамках неформального и информального обучения;
- реализуют программы наставничества;
- оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.

4. Основные механизмы формирования и функционирования
регионального сегмента единой федеральной системы
научно-методического сопровождения педагогических работников
и управленческих кадров

4.1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование РС НМС:
- приказ Министерства образования и науки Забайкальского края, утверждающий положение о создании и функционировании регионального сегмента единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Забайкальского края, включая проведение мониторинга показателей эффективности функционирования РС НМС, комплекс мер ("дорожную карту") по формированию и функционированию РС НМС, назначение ответственного от регионального органа исполнительной власти за контроль по реализации Положения, дорожной карты, мониторинга показателей эффективности деятельности;
- приказ Министерства образования и науки Забайкальского края, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров.
4.2. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета Забайкальского края на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в федеральном реестре программ ДПО и реализуемых федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
4.3. Корректировка и ведение паспорта ДППО.
4.4. Формирование кадрового состава РС НМС, осуществляющего функции методического, организационного сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках функционирования РС НМС.
4.5. Наделение регионального ЦНППМ полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в Забайкальском крае ресурсах для профессионального развития работников системы образования.
4.6. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
4.7. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования Забайкальского края.

5. Механизмы взаимодействия субъектов регионального сегмента
единой федеральной системы научно-методического
сопровождения педагогических работников и управленческих
кадров

5.1. Предметом взаимодействия субъектов РС НМС является:
- разработка программ ДПО для включения в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ;
- реализация сетевых программ ДПО;
- реализация сетевых инновационных проектов;
- взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, профессиональных сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней.
5.2. Основные каналы взаимодействия субъектов РС НМС:
- цифровая экосистема ДПО;
- общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
- онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах, сайтах, социальных сетях и др.);
- прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.

6. Показатели эффективности функционирования региональной
системы научно-методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров

6.1. При разработке показателей эффективности функционирования РС НМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы РС НМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального педагогического образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Забайкальского края.
Показатели:
В области управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию РС НМС на период до 2024 года; разработана с учетом социально-экономических условий Забайкальского края и реализуется вариативная система мониторинга эффективности РС НМС.
В области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:
- доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году - не менее 30%);
- количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд);
- выявление качества дополнительных профессиональных программ (ПК);
- выявление качества условий реализации дополнительных профессиональных программ;
- выявление профессиональных дефицитов педагогических работников;
- осуществление профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности;
- организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам оценки качества образования в образовательной организации;
- организация повышения квалификации педагогических работников школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся;
- организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам организации воспитания обучающихся;
- организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам повышения качества дошкольного образования.
В области содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования:
- количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (не более 250 человек);
- поддержка молодых педагогов, реализация программ наставничества педагогических работников;
- учет индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, разработанных на основе диагностики профессиональных дефицитов;
- обеспечение ЦНППМ кураторами индивидуальных маршрутов и тьюторами;
- доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (не менее 70%).
6.2. Методы сбора информации и инструменты оценки:
- данные мониторинга эффективности РС НМС;
- данные официальной статистики;
- данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
- данные официальных сайтов Министерства образования и науки Забайкальского края, ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края", ГАУ ДПО "Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края", муниципальных методических служб, образовательных организаций, иные информационные ресурсы Забайкальского края;
- изучение нормативных правовых документов Министерства образования и науки Забайкальского края, ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края", ГАУ ДПО "Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края", муниципальных методических служб, образовательных организаций.
Мониторинг проводится не реже двух раз в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.





Приложение в„– 1
к Положению о создании и функционировании
регионального сегмента НМС педагогических
работников и управленческих кадров

ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОЛОЖЕНИИ

"Горизонтальное обучение" педагогических работников и управленческих кадров" - обучение внутри профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров.
"Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС НМС)" - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества.
"Единый федеральный портал дополнительного профессионального образования" - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке.
"Индивидуальный образовательный маршрут" - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования.
"Информальное образование педагогических работников и управленческих кадров" - освоение социокультурного опыта, происходящее вне рамок организованного процесса, который протекает вне стен учреждений, входящих в систему образования, а именно в социальных институтах, выполняющих иные функции, например, разного рода формальных и неформальных объединениях. К числу основных видов информального образования можно отнести: приобретение новых знаний посредством современных информационных технологий, взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач, выполнение той или иной работы под руководством компетентного специалиста и т.д.
"Методическая служба" - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников.
"Научно-методический центр сопровождения педагогических работников" (далее - научно-методический центр) - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обладающее потенциалом научного, проектного и методического развития и осуществляющее проведение прикладных исследований образовательных систем, тиражирование образовательных практик, внедрение научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования.
"Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров.
"Неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.
"Педагогический работник" - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
"Профессиональное педагогическое сообщество" - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации.
"Профессиональные компетенции" - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач.
"Региональный сегмент научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - РС НМС) - региональный сегмент НМС, совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества.
"Региональный методист" - педагогический работник, штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования.
"Региональный методический актив" - объединение региональных методистов, сформированное из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенции и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников.
"Стажировочная площадка" - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик в процессе реализации дополнительных профессиональных программ.
"Субъект научно-методической деятельности" - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров.
"Тьютор" - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ ДПО, в том числе из Федерального реестра.
"Управленческие кадры" - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность.
"Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ" (далее - Федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам (далее - программам ДПО), отвечающим современным задачам системы образования.
"Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации или юридическое лицо, осуществляющие координацию деятельности субъектов РС НМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
"Цифровая экосистема ДПО" - информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий единые подходы к представляемым образовательными организациями программам дополнительного профессионального образования, верификации, учету слушателей и анализу их результатов, включающий в себя следующие модули: паспорт региональной системы ДППО, специализированную обучающую среду, Федеральный реестр программ дополнительного профессионального педагогического образования.




Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Забайкальского края
от 1 июня 2023 г. в„– 231

КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")
ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕГМЕНТА
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА
(ДАЛЕЕ - РС НМС)

Наименование системообразующего мероприятия <1> регионального уровня
Наименование мероприятия
Ответственный субъект
РС НМС
Ответственный исполнитель (соисполнители)
Срок
Результат выполнения мероприятия
Направление 1
"Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров"
Согласование с федеральным координатором Положения о РС НМС, комплекса мер ("дорожной карты"), показателей эффективности

ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края",
ЦНППМ

10 марта
Рекомендации к корректировке и утверждению
Утверждение Положения о РС НМС сопровождения педагогических работников и управленческих кадров

Министерство образования и науки Забайкальского края
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края"
15 апреля
Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края
Утверждение комплекса мер (дорожной карты") по функционированию РС НМС педагогических работников и управленческих кадров на 2023 г.

Министерство образования и науки Забайкальского края
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края"
15 апреля
Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края
Утверждение Положения о мониторинге, критериев эффективности деятельности РС НМС педагогических работников и управленческих кадров

Министерство образования и науки Забайкальского края
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края"
15 апреля
Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края
Разработка и утверждение Положения о региональном методическом активе
Заседание РУМО
ГУ ДПО "ИР Забайкальского края"
ЦНППМ ПР
29 марта
Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края
Корректировка и подписание трехстороннего соглашения о деятельности РС НМС педагогических работников и управленческих кадров с организациями образования региона

Министерство образования и науки Забайкальского края
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края"
30 апреля
Соглашение со всеми региональными субъектами НМС
Организация и проведение мониторинга эффективности функционирования РС НМС педагогических работников и управленческих кадров
Мониторинг системы обеспечения профессионального развития педагогических работников Забайкальского края
Министерство образования и науки Забайкальского края
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края"
30 июня
Аналитическая справка
Информирование работников системы образования региона о функционировании РС НМС педагогических работников и управленческих кадров
В рамках региональных методических событий, ВКС, совещаний, коллегий и т.д.
Министерство образования и науки Забайкальского края
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края",
ЦНППМ ПР
21 декабря
Информационно-аналитический отчет с приложением материалов о месте, сроках, формате и количестве участников (в том числе видео-, фотоматериалов, ссылок на региональные СМИ)
Направление 2
"Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров"
Организация диагностики профессиональных компетенций педагогических работников
В рамках плана КПК.
Согласно плану КЦОКО
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края"
ЦНППМ ПР,
КЦОКО
Ежемесячно в соответствии с планом
10% от количества педагогических работников
Проектирование и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников региональными методистами
В рамках плана КПК
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края"
ЦНППМ ПР
Ежемесячно в соответствии с планом
10% от количества педагогических работников
Организация и проведение курсов повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, стажировок в соответствии с региональным планом курсовой подготовки, в том числе по программам, включенным в Федеральный реестр
Согласно плану КПК и графику проведения курсов на базе Академии Минпросвещения России
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края"
ГАУ ДПО "АИПКРСС", МАУ ДПО "ГНМЦ", ГАПОУ "ЧПК", ГАУОУ "АПК", ГПОУ "ПК г. Сретенска",
РОО "ЗабПО"
Январь - декабрь 2023
Выполнение гос. задания на повышение квалификации, квоты по программам ФР на базе федерального координатора
Тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр
Согласно плану КПК и графику проведения курсов на базе Академии Минпросвещения России
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края"
ЦНППМ ПР
Январь - декабрь 2023
Достижение значения показателя "Педагогические работники и управленческие кадры системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования субъектов Российской Федерации повысили уровень профессионального мастерства по дополнительным профессиональным программам" федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" на 2022 - 2030 годы
Посткурсовое сопровождение программ ДПО
Согласно плану работы ММС, РМО
ММС
ЦНППМ ПР,
РОО "ЗабПО",
ГАУ ДПО "АИПКРСС", МАУ ДПО "ГНМЦ", ГАПОУ "ЧПК", ГАУОУ "АПК", ГПОУ "ПК г. Сретенска"
Ежемесячно в соответствии с планом
Выполнение функций в рамках трехстороннего соглашения
Оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами
Согласно региональной дорожной карте
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края"
ГАУ ДПО "АИПКРСС"
Январь - декабрь 2023
Повышение показателей качества образования в ОО
Координация деятельности функционирования системы наставничества в ОО края, в том числе реализация различных форм адресной поддержки педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые 3 года работы
"Методический поезд: наставники - молодым"
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края"
ЦНППМ ПР,
РОО "ЗабПО",
ГАУ ДПО "АИПКРСС", МАУ ДПО "ГНМЦ", ГАПОУ "ЧПК", ГАУОУ "АПК", ГПОУ "ПК г. Сретенска"
январь - ноябрь
Аналитические справки о проведении
Педагогический марафон "Система наставничества "10 шагов к мастерству"
май, октябрь
Межрегиональная научно-практическая конференция "Новое наставничество - драйвер развития образования"
12 мая
Молодежный образовательный форум "PRO-движение"
26 июня - 2 июля
Региональный слет наставников "Лучшие практики наставничества. Перезагрузка"
30 июня
Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы современного детства: новое наставничество - драйвер развития и воспитания личности"
23 ноября
Региональный конкурс "К вершинам профессионального успеха" (региональный конкурс для молодых педагогов)
13 ноября - 6 декабря
Межрегиональная научно-практическая конференция "Феноменология педагогической деятельности и наставничества в условиях новой образовательной реальности"
6 декабря
Конкурс на получение премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности
апрель - май

X Забайкальские педагогические чтения, посвященные 200-летию К.Д.Ушинского и "Году педагога и наставника" в России
28 марта
Направление 3
"Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования"
Обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, методическими материалами по ключевым вопросам непрерывного профессионального (педагогического) образования
Методические мероприятия по введению обновленных ФГОС ОО.
Рекомендации по подготовке и итогам к ГИА.
Обновления работы классного руководителя.
По итогам региональных мониторингов ОКО
Министерство образования и науки Забайкальского края
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края"
В соответствии с планом-графиком
Методические рекомендации и материалы, в том числе в цифровом формате
Внедрение и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик через подготовку и проведение международных, межрегиональных, региональных НПК, семинаров, сессий и др.
Форум - открытие Года педагога и наставника в Забайкальском крае
Министерство образования и науки Забайкальского края
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края",
ГАУ ДПО "АИПКРСС", МАУ ДПО "ГНМЦ", ГАПОУ "ЧПК", ГАУОУ "АПК", ГПОУ "ПК г. Сретенска",
РОО "ЗабПО"
9 февраля
Аналитические отчеты о проведении
Межрегиональный научно-практический симпозиум "Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи"
16 февраля
Межрегиональный научно-практический симпозиум "Цифровая трансформация образования"
16 февраля
Всероссийский симпозиум "Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ОВЗ"
27 - 28 апреля
Профильная смена обучающихся психолого-педагогических классов "Педагог+"
август
Августовская конференция работников образования Забайкальского края
24 августа
Межрегиональная научно-практическая конференция "Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования"
20 сентября
Краевой психолого-педагогический диктант (олимпиада)
сентябрь
Церемония награждения лучших учителей Забайкальского края, празднование Дня учителя
5 октября
Краевой научно-образовательный форум "Навигаторы детства: новая философия воспитания"
октябрь
Итоговый пленум - итоги Года педагога и наставника в Забайкальском крае
6 декабря
Проведение конкурсов профессионального мастерства по различным направлениям с вовлечением педагогов в экспертную деятельность
Региональный этап Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя"
Министерство образования и науки Забайкальского края
ГУ ДПО "ИРО Забайкальского края"
январь - май
Аналитические отчеты о проведении
Краевые профессиональные педагогические конкурсы в рамках плана Года педагога и наставника в Забайкальском крае:
"Учитель года",
"Воспитатель года",
"Сердце отдаю детям",
"Учитель-дефектолог",
"Лучший педагог-психолог",
"Лучший классный руководитель",
"Лучший учитель родного языка и родной литературы",
"Лучший преподаватель"
"Наставник года Забайкалья",
"Мастер года"
20 - 24 марта
Региональный конкурс "К вершинам профессионального успеха" (региональный конкурс для молодых педагогов)
13 ноября - 6 декабря

--------------------------------
См. пункт V Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров "Основные направления и системообразующие мероприятия в рамках развития НМС".


------------------------------------------------------------------