Типы документов



Решение Забайкальского краевого суда от 16.05.2023 по делу N 3а-56/2023 <О признании недействующими приказов Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 09.11.2022 N 729-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию , подвоз воды и водоотведение для ИП Щукина Владимира Жановича, осуществляющего на территории Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2023 год">



ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2023 г. по делу в„– 3а-56/2023

УИД 75OS0000-01-2023-000078-67

Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бурака М.Н.,
при секретаре судебного заседания Б.,
с участием:
представителя административного истца М.,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Д.,
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Щ. о признании недействующими приказов Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 729-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ИП Щ. потребителям на территории Забайкальского края, на 2023 год", от 9 ноября 2022 года в„– 730-НПА "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды и водоотведение для ИП Щ., осуществляющего на территории Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2023 год",

установил:

9 ноября 2022 года Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) принят приказ в„– 729-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ИП Щ. потребителям на территории Забайкальского края, на 2023 год" (далее - приказ РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 729-НПА).
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 14 ноября 2022 года.
9 ноября 2022 года РСТ Забайкальского края принят приказ в„– 730-НПА "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды и водоотведение для ИП Щ., осуществляющего на территории Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2023 год" (далее - приказ РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 730-НПА).
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 14 ноября 2022 года.
6 марта 2023 года индивидуальный предприниматель Щ. (далее - ИП Щ..) посредством представителя по доверенности М. обратился в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая, что установленные оспариваемыми нормативными правовыми актами тарифы на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды и водоотведение для ИП Щ., экономически не обоснованы по причине не принятия в расчет заявленных Щ. к учету необходимой валовой выручки при установлении тарифов части расходов по статье "Оплата труда". В частности, в нарушение положений пункта 42 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", пункта 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года в„– 406, не применена ставка первого разряда в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2023 - 2025 годы, в нарушение статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации выплаты компенсационного характера (надбавка на вредные условия труда, доплата за работу в праздничные дни и ночное время) включены в доплату до минимального размера оплаты труда, занижена численность административно-управленческого персонала и основного производственного персонала.
На основании изложенного административный истец просит суд признать недействующими приказы РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 729-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ИП Щ. потребителям на территории Забайкальского края, на 2023 год", от 9 ноября 2022 года в„– 730-НПА "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды и водоотведение для ИП Щ., осуществляющего на территории Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2023 год" (том 1 л.д. 51 - 60).
РСТ Забайкальского края в лице и.о. руководителя Г. в представленном письменном отзыве с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что оспариваемые приказы приняты с соблюдением процедуры. Фонд оплаты труда сформирован исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, принятой в размере 12 153 рубля, в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, а также письмом Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения. С учетом индекса на 2023 год ставка составила 12 882,18 рублей. Минимальный размер оплаты труда по муниципальным образованиям с учетом всех доплат и надбавок сложился в размере 23 216 рублей, а по Калганскому району - 23 312 рублей. Тарифные разряды применены в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития от 15 ноября 1999 года в„– 45 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих". При определении ставок по некоторым штатным единицам по муниципальному образованию сельское поселение "Шилкинское" была допущена арифметическая ошибка, при этом итоговая среднемесячная заработная плата по штатным единицам, имеющим 3 разряд доведена до минимального размера оплаты труда путем введения надбавки. Численность персонала рассчитана нормативно в соответствии с нормами действующего законодательства, поскольку в рамках тарифной сессии ИП Щ. не предоставлены документы, подтверждающие фактическую численность. Кроме того, указывает, что численность и фонд оплаты труда в целом по организации не влияет на уровень необходимой валовой выручки по услугам, поскольку при формировании необходимой валовой выручки учитывается фонд оплаты труда по конкретным штатным единицам (том 1 л.д. 71 - 77).
В дополнительных письменных возражениях от 28 апреля 2023 года, 15 мая 2023 года и.о. руководителя РСТ Забайкальского края Г. дополнительно указала, что у органа регулирования не было оснований применять Федеральное отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2023 - 2025 годы, поскольку данный документ вступил в силу с 1 января 2023 года. В качестве доказательств, подтверждающих затраты по оплате труда работников, не были представлены табели учета использования рабочего времени, платежные поручения отчислений на заработную плату, приказы о приеме на работу лиц, трудовые договоры. При расчете численности работников орган регулирования руководствовался приказом Госстроя России от 22 марта 1999 года в„– 65 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства" и приказом Госстроя России от 12 октября 1999 года в„– 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий". Среднесписочная численность персонала по организации определена в размере 38,86 штатных единиц, в том числе: основной производственный персонал - 27,74 штатных единиц, общепроизводственный (ремонтный) персонал - 6,93 штатных единиц, транспорт - 4,19 штатных единиц. Численность цехового (ремонтного) персонала по всем профессиям принята на уровне предыдущего периода регулирования. Численность административно-управленческого персонала рассчитана нормативно в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда руководителей, специалистов и служащих многоотраслевых предприятий жилищно-коммунального хозяйства, разработанные Центром муниципальной экономики и права (2005 год), исходя из штатных единиц основного производственного персонала по всем поселениям (подразделениям) где ИП Щ. оказывает коммунальные услуги и определена в количестве 3,13 штатных единиц (том 1 л.д. 181 - 204, том 2 л.д. 58 - 70).
В отзывах на возражения от 17 апреля 2023 года, 10 мая 2023 года, 14 мая 2023 года, 15 мая 2023 года представитель административного истца М. дополнительно указала, что при подаче тарифной заявки ИП Щ. в установленный законом срок представил полный пакет документов, при этом орган регулирования не исполнил возложенную на него обязанность дополнительно запросить необходимые документы. При расчете водителей необходимо принимать в расчет их фактическую численность на подвозе воды и других транспортных услугах. При установлении тарифов на 2023 год орган регулирования учитывал фактические расходы 2021 года, однако ИП Щ. начал оказывать услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению лишь с сентября 2021 года. Орган регулирования не привел нормативного обоснования установленным тарифным разрядам работникам при расчете фонда оплаты труда. Приводит доводы о неверном расчете органом регулирования численности машинистов-кочегаров на котельной "Агроснаб", машиниста насосных установок, ремонтного (цехового) персонала, мастера участка сельского поселения "Калганское", водителя ассенизаторской машины, ремонтного (цехового) персонала, мастера участка сельского поселения "Шелопугинское", машиниста насосных установок, водителя водовозной машины, ремонтного (цехового) персонала, мастера участка сельского поселения "Вершино-Шахтаминское", а также административно управленческого персонала (том 1 л.д. 147 - 148, том 2 л.д. 19 - 26, 34 - 49, 54).
В судебном заседании представитель административного истца М. заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении и письменных возражениях, дополнительно полагала неверным расчет отчислений на социальные нужды, поскольку данный расчет является производным от фонда оплаты труда.
Представитель административного ответчика РСТ Забайкальского края Д. с заявленными требованиями не согласилась, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей К., П.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Камратовой А.Г., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению тарифов в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в сфере холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 4 части 1 статьи 8 данного Закона, регулированию, в частности, подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пунктов 1, 4 части 2, пункта 1 части 8 статьи 31 данного закона, регулированию, в частности, подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды и водоотведение.
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 15.1.2, 16.1.1.1, 16.1.1.4, 16.1.2.1, 16.1.3.1 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года в„– 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды и водоотведение наделена РСТ Забайкальского края.
Действуя в пределах своих полномочий 9 ноября 2022 года РСТ Забайкальского края издала приказ в„– 729-НПА, которым установила тарифы на тепловую энергию (мощность) (приложение в„– 1) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) (приложение в„– 2), поставляемые ИП Щ. потребителям на территории Забайкальского края, на 2023 год и приказ в„– 730-НПА, которым установила в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и подвоз воды (приложение в„– 3), водоотведение (приложение в„– 4) для ИП Щ., осуществляющего на территории Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2023 год.
Приказы РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 729-НПА и в„– 730-НПА были приняты на заседании Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (приказы РСТ Забайкальского края от 8 апреля 2022 года в„– 55, от 19 мая 2022 года в„– 90/1 (том 1 л.д. 141 - 144), выписка из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 65 по вопросу в„– 7 (том 1 л.д. 86 - 96), выписка из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 65 по вопросу в„– 8 (том 1 л.д. 97 - 109), с учетом экспертного заключения по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ИП Щ. на территории муниципальных образований сельское поселение "Шелопугинское" и сельское поселение "Вершино-Шахтаминское" муниципального района "Шелопугинский район", сельское поселение "Калганское" муниципального района "Калганский район" на 2023 год (далее - Экспертное заключение на 2023 год) (том 1 л.д. 110 - 140), официально опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 14 ноября 2022 года (том 1 л.д. 145 - 146).
Оснований полагать процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов, порядка опубликования и введения в действие нарушенными, не усматривается.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий РСТ Забайкальского края.
В приложении в„– 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 729-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на территории Забайкальского края, на 2023 год с разбивкой по муниципальным образованиям.
Так, тариф на тепловую энергию (мощность) для потребителей сельского поселения "Шелопугинское", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения составил 7 782,46 руб./Гкал, для населения - 2 002,45 руб./Гкал; для потребителей сельского поселения "Вершино-Шахтаминское", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения составил 5 320,23 руб./Гкал, для населения - 2 214,37 руб./Гкал; для потребителей сельского поселения "Калганское", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения составил 5 194,62 руб./Гкал, для населения - 2 709,62 руб./Гкал.
В приложении в„– 2 к приказу РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 729-НПА установлены тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую потребителям на территории Забайкальского края, на 2023 год с разбивкой по муниципальным образованиям. Для сельского поселения "Шелопугинское" тариф на компонент холодная вода для прочих потребителей и населения составил 54,86 руб./куб. м., тариф на компонент тепловая энергия для прочих потребителей - 7 782,46 руб./Гкал., для населения - 2 002,45 руб./Гкал. Для сельского поселения "Вершино-Шахтаминское" тариф на компонент холодная вода для прочих потребителей и населения составил 192,79 руб./куб. м., тариф на компонент тепловая энергия для прочих потребителей - 5 320,23 руб./Гкал., для населения - 2 214,37 руб./Гкал. Для сельского поселения "Калганское" тариф на компонент холодная вода для прочих потребителей составил 71,20 руб./куб. м., для населения - 43,41 руб./куб. м., тариф на компонент тепловая энергия для прочих потребителей - 5 194,62 руб./Гкал., для населения - 2 709,62 руб./Гкал.
Приложением в„– 3 к приказу РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 730-НПА установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и подвоз воды для ИП Щ., осуществляющего на территории Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения, на 2023 год с разбивкой по муниципальным образованиям. Тариф на водоснабжение для населения и прочих потребителей сельского поселения "Шелопугинское" составил 54,86 руб./куб. м.; на подвоз воды для населения и прочих потребителей сельского поселения "Вершино-Шахтаминское" составил 192,79 руб./куб. м.; на водоснабжение для населения сельского поселения "Калганское" составил 43,41 руб./куб. м., для прочих потребителей - 71,20 руб./куб. м.
Приложением в„– 4 к приказу РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 730-НПА установлен тариф на водоотведение для ИП Щ., осуществляющего на территории сельского поселения "Шелопугинское" муниципального района "Шелопугинский район" Забайкальского края деятельность в сфере водоотведения, на 2023 год для населения и прочих потребителей в размере 130,70 руб./куб. м.
Оценив содержание оспариваемых нормативных правовых актов, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Законом о теплоснабжении, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в„– 1075), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов в„– 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года в„– 760-э (далее - Методические указания в„– 760-э).
Отношения по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении и водоотведении, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года в„– 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования в„– 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования в„– 406), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года в„– 1746-э (далее также - Методические указания в„– 1746-э).
В силу подпункта 5 статьи 3 и статьи 7 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений по регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителя, принцип обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, а также принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Закон о водоснабжении и водоотведении к общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения также относит достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (пункты 4, 5 части 2 статьи 3).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, является определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении, одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении, части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения осуществляется, в том числе методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Как следует из материалов дела, ИП Щ. оказывает услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение "Шелопугинское", сельское поселение "Вершино-Шахтаминское" муниципального района "Шелопугинский район", сельское поселение "Калганское" муниципального района "Калганский район" Забайкальского края, в связи с чем подпадает под понятие ресурсоснабжающей организации.
29 апреля 2022 года ИП Щ. обратился в РСТ Забайкальского края с заявлением об установлении тарифов на поставляемые коммунальные услуги на территории муниципальных образований сельское поселение "Шелопугинское", сельское поселение "Вершино-Шахтаминское" муниципального района "Шелопугинский район", сельское поселение "Калганское" муниципального района "Калганский район" Забайкальского края, на 2023 год (том 2 л.д. 91 - 92).
Приказом РСТ Забайкальского края от 11 мая 2022 года в„– 77 открыто дело об установлении тарифов на коммунальные услуги, поставляемые ИП Щ. потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение "Шелопугинское", сельское поселение "Вершино-Шахтаминское" муниципального района "Шелопугинский район", сельское поселение "Калганское" муниципального района "Калганский район" Забайкальского края (том 2 л.д. 81 - 90).
Согласно экспертному заключению на 2023 год, для проведения экспертизы и расчета тарифов был выбран метод экономически обоснованных расходов. Необходимая валовая выручка по расчету РСТ Забайкальского края по услуге теплоснабжения для сельского поселения "Шелопугинское" составила 7 260 522 руб. (86,68% к 2022 году), для сельского поселения "Вершино-Шахтаминское" - 7 349 956 руб. (102,95% к 2022 году), для сельского поселения "Калганское" - 20 635 330 руб. (107,75% к 2022 году); по услуге водоснабжения для сельского поселения "Шелопугинское" составила 822 571 руб., для сельского поселения "Вершино-Шахтаминское" - 220 181 руб. (154,81% к 2022 году), для сельского поселения "Калганское" - 762 783 руб. (100,94% к 2022 году); по услуге водоотведения для сельского поселения "Шелопугинское" составила 688 217 руб. (119,76% к 2022 году) (том 1 л.д. 110 - 140).
9 ноября 2022 года на заседании Правления РСТ Забайкальского края приняты приказы в„– 729-НПА и в„– 730-НПА (том 1 л.д. 78 - 85).
Обратившись в суд и утверждая о недействительности приказов РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 729-НПА и в„– 730-НПА, административный истец указывает, что при расчете необходимой валовой выручки по всем поставляемым ИП Щ. услугам на 2023 год орган регулирования необоснованно уменьшил фонд оплаты труда и как следствие размер производных от него отчислений на социальные нужды, поскольку административный ответчик применил неверный размер минимальной месячной ставки работников первого разряда; включил выплаты компенсационного характера (надбавку на вредные условия труда, доплату за работу в праздничные дни и ночное время) в минимальный размер оплаты труда; при расчете штатной численности предприятия занизил численность административно-управленческого персонала и основного производственного персонала.
Оценив довод административного истца о применении органом регулирования неверного размера минимальной месячной ставки работников первого разряда суд приходит к следующему.
В силу пункта 38 Основ ценообразования в„– 406 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; в) административных расходов; г) сбытовых расходов гарантирующих организаций; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа; ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; з) нормативной прибыли; и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
В составе производственных расходов подлежат учету расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда основного производственного персонала (подпункт "г" пункта 39 Основ ценообразования в„– 406); в составе ремонтных расходов - расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда ремонтного персонала (подпункт "в" пункта 40 Основ ценообразования в„– 406); в составе административных расходов - расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда административно-управленческого персонала (подпункт "б" пункта 41 Основ ценообразования в„– 406).
В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования в„– 1075, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. Аналогичная норма предусмотрена пунктом 52 Основ ценообразования в„– 406.
Пунктом 17 Методических указаний в„– 1746-э предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям.
При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Согласно пункту 3.2.2 экспертного заключения на 2023 год фонд оплаты труда сформирован РСТ Забайкальского края исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, принятой в размере 12 882, 18 руб.
Из отзыва на административный иск и пояснений представителей административного ответчика следует, что месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в размере 12 882,18 руб. рассчитана органом регулирования исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, принятой в размере 12 153 руб., в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, а также письмом Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения от 2 декабря 2021 года в„– 287-АК/2021 и Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения "Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям ЖКХ на 2022 - 2023 годы", с учетом индекса на 2023 год.
Суд не может согласиться с таким расчетом тарифного органа минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, поскольку на момент издания оспариваемых приказов было заключено Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (зарегистрировано Рострудом 7 июня 2022 года за номером 12/23-25, опубликовано на официальном сайте Минтруда России 20 июня 2022 года).
Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Министр труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 1 июля 2022 года в„– 14-4/10/В-8784 предложил работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства, присоединиться к отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, оно будет считаться распространенным на этих работодателей.
Пунктом 10.4 исследуемого отраслевого тарифного соглашения предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей.
В соответствии с пунктом 1.20 данный документ вступил в силу с 1 января 2023 года.
Поскольку на момент издания оспариваемых приказов было заключено и опубликовано Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы, целью которого является упорядочение социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в ЖКХ в том числе и на 2023 год, административный ответчик был обязан при расчете расходов на оплату труда организации на 2023 год руководствоваться положениями данного соглашения и применять минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда, утвержденные указанным соглашением, так как сведений о том, что ИП Щ. направлял мотивированный письменный отказ от присоединения к данному соглашению, материалы тарифного дела не содержат, в связи с чем действие данного соглашения считается распространенным и на данную регулируемую организацию.
Согласно исследуемому соглашению, месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2023 года для организаций коммунального теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения равна минимальному размеру оплаты труда в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года в„– 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 года в„– 973, на момент издания оспариваемых приказов минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составлял 15 279 руб. в месяц, с 1 января 2023 года - 16 242 руб. в месяц (Федеральный закон от 19 декабря 2022 года в„– 522-ФЗ).
В нарушение требований действующего законодательства, ни экспертное заключение на 2023 год, ни выписки из протокола заседания правления РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года не содержат выводов относительно невозможности применения установленного Федеральным отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы размера месячной тарифной ставки рабочих первого разряда.
Довод представителя административного ответчика о том, что Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы не подлежало применению по причине не вступления в силу, подлежит отклонению, поскольку, как отмечалось выше, тарифы устанавливались на 2023 год, данное соглашение вступало в силу с 1 января 2023 года и призвано регулировать правоотношения начиная с 2023 года. Орган регулирования уже располагал сведениями о величине минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда на 2023 год вне зависимости от вступления в силу. По общему правилу подлежит применению та норма, которая распространяет действие на спорный период регулирования, в связи с чем применять следовало именно ставку на 2023 год в целях обеспечения возмещения регулируемой организации расходов на оплату труда персонала в экономически обоснованном размере.
Фактически расчет органа регулирования минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда сделан без учета имевших место в начале 2022 года непредвиденных изменений социально-экономической обстановки в Российской Федерации, в связи с чем не может отвечать требованию экономической обоснованности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что расчет органом регулирования заработной платы исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, равной 12 882,18 руб., противоречит пункту 42 Основ ценообразования в„– 1075, пункту 52 Основ ценообразования в„– 406.
Также суд находит заслуживающим внимания довод административного истца о необоснованном включении доплат за работу в праздничные дни и ночное время, надбавки за вредные условия труда в состав доплат до минимального размера оплаты труда в силу следующего.
Из экспертного заключения на 2023 год (приложение в„– 1) и пояснений административного ответчика следует, что доплата за работу в праздничные дни (3,3%) и ночное время (40%) по должностям машинистов-кочегаров, а также надбавка за вредные условия труда (12%) указанным работникам и электрогазосварщикам при формировании фонда оплаты труда начислена органом регулирования на окладную часть заработной платы (ставку), которая была ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем 7 части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, трудовым договором.
Под заработной платой (оплатой труда работника), как следует из части 1 статьи 129 ТК РФ, понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных).
За работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 149 ТК РФ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 апреля 2019 года в„– 17-П установление повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, работы в ночное время обусловлено повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.
Приведенное законодательное регулирование призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Следовательно, выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, которые в свою очередь устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством.
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (статья 132 ТК РФ).
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который устанавливается на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (части 1 и 3 статьи 133 ТК РФ).
Статьей 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части 1, 3 и 4).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 апреля 2019 года в„– 17-П указал, что положения статей 129, 133 и 133.1 ТК РФ в системной связи со статьями 149, 152 - 154 ТК РФ наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда предполагают определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и повышенной оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из части 2 статьи 19 Конституции общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости. Кроме того, это противоречило бы части 3 статьи 37 Конституции РФ, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Представленные РСТ Забайкальского края экспертное заключение на 2023 год, выписки из протокола заседания правления РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года не содержат правового обоснования и мотивированных выводов относительно включения доплат за работу в праздничные дни и ночное время, надбавки за вредные условия труда в состав доплат до минимального размера оплаты труда вышеуказанных работников при формировании фонда оплаты труда.
При этом, с учетом приведенных нормативных положений, заработная плата работникам, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права. Работникам, осуществляющим трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных, предусмотрены гарантии по оплате труда в повышенном размере, что не учтено административным ответчиком, а рассчитанный фонд оплаты труда фактически не позволяет регулируемой организации надлежащим образом оплачивать работу в праздничные дни и ночное время, за вредные условия, и свидетельствует о несоблюдении органом регулирования положений статей 133, 135 ТК РФ.
Оценивая довод административного истца о занижении органом регулирования численности административно-управленческого и основного производственного персонала при нормативном расчете РСТ Забайкальского края штатной численности предприятия следует отметить следующее.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что при подаче ИП Щ. тарифной заявки в пакете документов был приложен расчет финансовых потребностей на реализацию по услугам теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение на 2023 год, содержащий в том числе штатное расписание от 1 сентября 2021 года со штатом предприятия в 67,6 штатных единиц.
Согласно пункту 3.2.1 экспертного заключения на 2023 год штатная численность работников предприятия определена нормативным способом в соответствии с приказами Госстроя России от 22 марта 1999 года в„– 65 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства", от 22 марта 1999 года в„– 66 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства". Общая численность работников ИП Щ. принята на уровне 37,85 штатных единиц, в том числе административно-управленческий персонал - 3,10 штатных единиц.
Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что численность персонала рассчитана нормативно по причине не предоставления ИП Щ. в рамках тарифной сессии документов, подтверждающих фактическую численность работников, а именно: приказы о приеме на работу лиц, трудовые договоры, табели учета использования рабочего времени, платежные поручения отчислений на заработную плату. В экспертном заключении на 2023 год допущена описка в указании среднесписочной численности персонала по организации, которая фактически определена в размере 38,86 штатных единиц, в том числе: основной производственный персонал - 27,74 штатных единиц, общепроизводственный (ремонтный) персонал - 6,93 штатных единиц, транспорт - 4,19 штатных единиц. Численность цехового (ремонтного) персонала по всем профессиям принята на уровне предыдущего периода регулирования. Численность административно-управленческого персонала рассчитана исходя из численности основного производственного персонала, общепроизводственного (цехового) персонала, водителей автотранспорта.
Как следует из положений пункта 17 Правил регулирования в„– 1075, пункта 18 Правил регулирования в„– 406 именно регулируемая организация по своей инициативе представляет дополнительные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов).
Так, пунктом 16 Правил регулирования в„– 1075 и пунктом 16 Правил регулирования в„– 406 определен конкретный перечень документов, представляемых регулируемой организацией.
Следовательно, предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих наличие определенного статуса и обоснованность включения расходов в тариф, лежит на регулируемой организации, а не на регулирующем органе.
Кроме того, регулируемая организация, действуя в целях извлечения прибыли и являясь профессиональным участником рынка коммунальных услуг, должна быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления регулируемых тарифов, выгодного для осуществления деятельности по оказанию регулируемых услуг. В этой связи законодательством на нее возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих обстоятельств.
Исследованные в судебном заседании материалы тарифного дела не содержат табелей учета использования рабочего времени, платежных поручений отчислений на заработную плату, приказов о приеме на работу лиц, трудовых договоров. Штатное расписание ИП Щ. не подписано и не содержит сведений об его утверждении.
Следовательно, орган регулирования обоснованно произвел расчет численности персонала предприятия нормативным путем.
Вопреки соответствующему доводу административного истца, действующим правовым регулированием не предусмотрена обязанность регулирующего органа в любом случае запрашивать дополнительные материалы.
Вместе с тем, проверяя расчет органа регулирования численности штатных единиц предприятия, суд соглашается с позицией административного истца о неправильном определении органом регулирования численности машинистов-кочегаров на котельной "Агроснаб", машиниста насосных установок, ремонтного (цехового) персонала, мастера участка сельского поселения "Калганское", водителя ассенизаторской машины, ремонтного (цехового) персонала, мастера участка сельского поселения "Шелопугинское", машиниста насосных установок, водителя водовозной машины, ремонтного (цехового) персонала, мастера участка сельского поселения "Вершино-Шахтаминское", а также административно-управленческого персонала предприятия.
Так, из экспертного заключения на 2023 год (приложение в„– 1) и письменных пояснений административного ответчика от 15 мая 2023 года следует, что численность машинистов-кочегаров на котельной "Агроснаб" сельского поселения "Калганское" составила 4,84 штатных единиц, была рассчитана в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными Приказом Госстроя РФ от 22 марта 1999 года в„– 65, исходя из установленных в котельной двух котлов марки КВм - 1,0, оборудованных механизацией углеподачи и золошлакоудаления.
Согласно приложению в„– 1 к договору передачи в безвозмездное пользование имущества муниципального района "Калганский район" от 8 декабря 2021 года в„– 02/2021, на котельной "Агроснаб" установлены два котла марки КВр - 1,5 и КВр-1, один котел КВм-1 (механическая топка демонтирована) (том 2 л.д. 75 - 80).
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля П.И. пояснила, что в составе экспертной группы принимала участие в расчете тарифов и подготовке экспертного заключения на 2023 год, при расчете штатной численности машинистов-кочегаров на котельной "Агроснаб" сельского поселения "Калганское" ошибочно в расчет взят норматив для котлов с механизированной загрузкой, подлежал применению норматив для котлов, работающих на твердом топливе с ручной загрузкой.
В соответствии с таблицей 2 Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 22 марта 1999 года в„– 65, нормативная численность рабочих, занятых на обслуживании котлов, работающих на твердом топливе с механизированной его загрузкой при двух котлах, производительностью до 10 Гкал/час составляет 1,3 чел. в смену. Нормативная численность рабочих, занятых на обслуживании котлов, работающих на твердом топливе с ручной его загрузкой при двух котлах, средний расход угля на которых на 1 котел не более 1 тонны, составляет 1,8 чел. в смену.
При таких обстоятельствах суд находит расчет органа регулирования штатной численности машинистов-кочегаров на котельной "Агроснаб" сельского поселения "Калганское" противоречащим положениям Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 22 марта 1999 года в„– 65.
Согласно экспертному заключению на 2023 год (приложение в„– 1) по сельскому поселению "Шелопугинское" по услуге водоотведение учтено 0,21 штатных единиц по профессии водитель ассенизатора, по сельскому поселению "Калганское" по услуге водоснабжение учтено 0,33 штатных единиц по профессии машинист насосных установок, по сельскому поселению "Вершино-Шахтаминское" по услуге водоснабжение учтено 0,69 штатных единиц по профессии водитель водовозной машины. Штатная численность органом регулирования определена нормативным способом в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 22 марта 1999 года в„– 66 (пункт 3.2.1 экспертного заключения на 2023 год).
Вместе с тем, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов вышеуказанные Рекомендации утратили силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 15 июня 2020 года в„– 316/пр.
В соответствии с пунктом 9 Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных Приказом Минстроя России от 23 марта 2020 в„– 154/пр, в случае, если полученное при расчете численности работников в соответствии с Типовыми нормами численности значение не является целым числом, такое значение округляется до целого числа в большую сторону.
Полученные при расчете значения численности вышеуказанных штатных единиц работников по услугам водоснабжения и водоотведения, не являющееся целыми числами, не были округлены РСТ Забайкальского края до целых чисел в большую сторону, что свидетельствует о нарушении органом регулирования пункта 9 Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Минстроя России от 23 марта 2020 года в„– 154/пр.
Согласно приложению в„– 1 к договору передачи в безвозмездное пользование имущества муниципального района "Калганский район" от 8 декабря 2021 года в„– 02/2021, ИП Щ. в безвозмездное временное пользование переданы расположенные в с. Калга артезианские скважины: в„– 71-Б-54 (ул. 60 лет Октября, 2в) и в„– 4043 (ул. 60 лет Октября, 20а).
По сельскому поселению "Калганское" нормативная численность по услуге водоснабжение по профессии машинист насосных установок принята органом регулирования в размере 1 штатной единицы. Согласно письменным пояснениям административного ответчика от 15 мая 2023 года расчет произведен исходя из производственной необходимости оказания услуги, численность принята на уровне предыдущего периода регулирования.
На уровне предыдущего периода регулирования тарифным органом также принята численность цехового (ремонтного) персонала по всем профессиям во всех трех сельских поселениях.
Однако представленные в суд материалы тарифного дела, в том числе экспертное заключение на 2023 год, выписки из протокола заседания правления РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года не содержат расчета определенной нормативным способом штатной численности работников по профессии машиниста насосных установок сельского поселения "Калганское", по профессиям цехового (ремонтного) персонала (слесарь по ремонту, электромонтер, электрогазосварщик) во всех трех сельских поселениях, что не позволяет суду дать оценку расчету на предмет законности и обоснованности.
Определение штатной численности по вышеуказанным профессиям на уровне предыдущего периода регулирования (2022 года) без соответствующего экономического и правового обоснования, способом, не позволяющим проверить его обоснованность, свидетельствует о наличии неоправданно широкой дискреции тарифного органа при установлении оспариваемых тарифов, а также о том, что тарифы являются произвольными, что противоречит принципам государственного регулирования цен, закрепленным в Законе о теплоснабжении, Законе о водоснабжении и водоотведении.
Со стороны органа регулирования также не представлено экономического обоснования включения в штатное расписание работников транспортных цехов по сельскому поселению "Шелопугинское" (водитель ЭО 2621, водитель MAGIRUS, водитель МАЗ 55142, водитель SHAANXI), по сельскому поселению "Калганское" водитель ЗИЛ-130, водитель МАЗ 55142, водитель SHAANXI, водитель ЮМЗ-ЭО 2321, водитель самосвала), по сельскому поселению "Вершино-Шахтаминское" (водитель МАЗ 55142, водитель SHAANXI, водитель MAGIRUS, водитель легкового автомобиля, тракторист, водитель автобуса). При этом как пояснила судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля К., при подаче тарифной заявки ИП Щ. не просил учитывать данных работников при формировании фонда оплаты труда.
При подаче тарифной заявки ИП Щ. в составе работников цехового (ремонтного) персонала также просил учесть мастера участка по трем сельским поселениям.
Численность общехозяйственного и цехового персонала рассчитывается на основании Нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных Приказом Госстроя России от 12 октября 1999 года в„– 74, в соответствии с пунктом 2.2.8 норматив численности мастеров устанавливается из расчета 1 человек на 17 человек среднесписочной численности рабочих района (участка).
Однако РСТ Забайкальского края при определении штатной численность работников предприятия нормативным способом не учла профессии мастера участка без какого-либо обоснования, что свидетельствует о несоблюдении при расчете штатной численности Нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных Приказом Госстроя России от 12 октября 1999 года в„– 74.
Допущенные органом регулирования нарушения привели к неверному расчету штатной численности основного производственного персонала, общепроизводственного (цехового) персонала, а также персонала транспортных цехов. А поскольку численность административно-управленческого персонала была рассчитана нормативно исходя из количества штатных единиц основного производственного персонала, определение численности административно-управленческого персонала в количестве 3,13 штатных единиц, нельзя признать правильным.
Неверный расчет РСТ Забайкальского края штатной численности работников предприятия во всех системах и видах регулируемой деятельности влияет на исчисленный на ее основе размер расходов по оплате труда.
С учетом изложенного, суд признает расчет органа регулирования величины затрат по статье "оплата труда" экономически необоснованным и подлежащим пересчету, поскольку расчет выполнен с нарушениями норм действующего законодательства, не позволяет административному истцу надлежащим образом выполнять принятые на себя обязательства по осуществлению регулируемых видов деятельности, а также требования трудового законодательства по правильной оплате труда работникам предприятия.
При таком положении представляются правильными доводы административного истца о необоснованности снижения размера затрат по статье "оплата труда" и как следствие расходов по статье "отчисления на социальные нужды" при расчете тарифов на 2023 год.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что установленные для ИП Щ. на 2023 год размеры экономически обоснованных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность) (приказ РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 729-НПА), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды и водоотведение (приказ РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 730-НПА) нельзя признать обоснованными, сформированными на основании норм, регламентирующих тарифное регулирование.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что нормативные правовые акты - приказ РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 729-НПА и приказ РСТ Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 730-НПА не соответствуют действующему федеральному законодательству, в связи с чем у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании не действующими данных приказов РСТ Забайкальского края.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.
Следовательно, оспариваемые административным истцом приказы РСТ Забайкальского края следует признать не действующими с момента их принятия, при этом довод представителя административного ответчика о необходимости признания оспариваемых приказов с момента вступления решения суда в законную силу, с учетом установленных по делу обстоятельств, подлежит отклонению как ошибочный.
Поскольку определением суда от 9 марта 2023 года административному истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины на подачу административного искового заявления до окончания рассмотрения дела по существу и учитывая, что в силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации РСТ Забайкальского края освобождена от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию с административного ответчика, как с проигравшей в споре стороны, не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Щ. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 729-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ИП Щ. потребителям на территории Забайкальского края, на 2023 год".
Признать недействующим со дня принятия приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 730-НПА "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды и водоотведение для ИП Щ., осуществляющего на территории Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2023 год".
Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новые нормативные правовые акты, замещающие приказы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 9 ноября 2022 года в„– 729-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ИП Щ. потребителям на территории Забайкальского края, на 2023 год" и от 9 ноября 2022 года в„– 730-НПА "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды и водоотведение для ИП Щ., осуществляющего на территории Забайкальского края деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2023 год".
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 24 мая 2023 года.

Судья
М.Н.БУРАК


------------------------------------------------------------------