По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Решение Забайкальского краевого суда от 13.04.2023 по делу N 3а-30/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17.12.2021 N 691-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию , поставляемую ООО "Универсал+" от котельной "Дульдургинская ЦРБ" потребителям на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края, на 2022 - 2031 годы">
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 апреля 2023 г. по делу в„– 3а-30/2023
УИД 75OS0000-01-2023-000051-51
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бурака М.Н.,
при секретаре судебного заседания Б.Л.,
с участием:
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Д.О.,
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д.Н.Б., Ж.И.Д., С.Л.Ж. о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17 декабря 2021 года в„– 691-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Универсал+" от котельной "Дульдургинская ЦРБ" потребителям на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края, на 2022 - 2031 годы",
установил:
17 декабря 2021 года Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) принят приказ в„– 691-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Универсал+" от котельной "Дульдургинская ЦРБ" потребителям на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края, на 2022 - 2031 годы" (далее - Приказ в„– 691-НПА).
Приказом РСТ Забайкальского края от 11 октября 2022 года в„– 327-НПА "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Универсал+" от котельной "Дульдургинская ЦРБ" потребителям на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края" внесены изменения в приказ РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года в„– 691-НПА.
Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 22 декабря 2021 года и 14 октября 2022 года соответственно.
15 февраля 2023 года Д.Н.Б., Ж.И.Д., С.Л.Ж. обратились в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая, что установленный оспариваемым нормативным правовым актом тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Универсал+" от котельной "Дульдургинская ЦРБ" потребителям на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края является экономически не обоснованным. По мнению административных истцов из мотивированного ответа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 29 сентября 2022 года в„– 08/4954 следует, что при установлении тарифа в расчет не были приняты индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Отсутствует его экономическое обоснование за периоды с 1 января 2022 года по 31 декабря 2031 года. Требование административных истцов мотивировано тем, что оспариваемый приказ существенно нарушает их права и законные интересы, поскольку тарифы на тепловую энергию установлены в нарушение требований пункта 38 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года в„– 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", существенно повышает цену коммунальных услуг, что в данных рыночных условиях является тяжелым бременем для административных истцов как потребителей коммунальных услуг.
С учетом уточнения требований, административные истцы Д.Н.Б., Ж.И.Д., С.Л.Ж. просили признать незаконным и недействующим приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17 декабря 2021 года в„– 691-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Универсал+" от котельной "Дульдургинская ЦРБ" потребителям на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края, на 2022 - 2031 годы" в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) для населения на 2022 - 2023 годы.
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в лице и.о. руководителя Г. в представленном письменном отзыве с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что оспариваемый приказ издан РСТ Забайкальского края в пределах своих полномочий. На территории Забайкальского края регулирование тарифов осуществляется с учетом региональных и иных особенностей, льготные тарифы для населения не установлены. Для недопущения перекрестного субсидирования, тарифы для ООО "Универсал+" на тепловую энергию (мощность), отпускаемую от котельной "Дульдургинская ЦРБ", для бюджетных потребителей и для потребителей категории "Население" утверждены на уровне экономически обоснованного тарифа. Кроме того, несмотря на рост тарифов, установленных на 2022 год для ресурсоснабжающих организаций на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" по отношению к размеру тарифов, действующих на территории указанного поселения на период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года по населению, рост платы за коммунальные услуги не превышает совокупный индекс изменения размера платы граждан.
В дополнительных письменных пояснениях от 27 марта 2023 года заместитель руководителя РСТ Забайкальского края Д.О. указала, что тарифы для группы потребителей "Население" с 1 июля 2021 года установлены в рамках индекса изменения размера платы граждан, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года в„– 2827-р и постановлением Губернатора Забайкальского края от 15 декабря 2020 года в„– 164 в размере 7,8% (4,6% - индекс, определенный Правительством РФ с учетом допустимого отклонения для Забайкальского края в размере 3,2%). Предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, оказываемые ООО "Универсал+" на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район", на 2021 год при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг к уровню декабря 2020 года с календарной разбивкой составил с 1 января 2021 года - 100,00%, к уровню декабря 2020 года с 1 июля 2021 года - 107,52%. С 1 июля 2022 года тарифы установлены в рамках индекса изменения размера платы граждан, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года в„– 3073-р и постановлением Губернатора Забайкальского края от 15 декабря 2021 года в„– 104 в размере 8,2% (5% - индекс, определенный Правительством РФ с учетом допустимого отклонения для Забайкальского края в размере 3,2%). Предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, оказываемые ООО "Универсал+" на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район", на 2022 год при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг к уровню декабря 2021 года с календарной разбивкой составил с 1 января 2022 года - 100,00%, к уровню декабря 2021 года с 1 июля 2022 года - 106,06%.
В дополнительных письменных пояснениях от 3 апреля 2023 года и.о. руководителя РСТ Забайкальского края Г. указала, что тарифы для группы потребителей "Население" с 1 декабря 2022 года установлены в рамках индекса изменения размера платы граждан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2022 года в„– 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, опубликованный на сайте Министерства экономического развития РФ 28 сентября 2022 года) и постановлением Губернатора Забайкальского края от 15 декабря 2021 года в„– 104 "О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Забайкальского края на 2022 год" (с учетом внесенных изменений постановлением Губернатора Забайкальского края от 28 ноября 2022 года в„– 76 "О внесении изменений в постановление Губернатора Забайкальского края от 15 декабря 2021 года в„– 104") в размере 12,2% (9% - индекс, определенный Правительством РФ с учетом допустимого отклонения для Забайкальского края в размере 3,2%). Предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, оказываемые ООО "Универсал+" на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район", на 2023 год при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг к уровню ноября 2022 года без календарной разбивки составит с 1 декабря 2022 года к уровню ноября 2022 года - 104,17%.
Административные истцы Д.Н.Б., Ж.И.Д., С.Л.Ж., надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Представитель административных истцов Б.С. в адресованном суду ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие административных истцов и представителя.
Представитель административного ответчика РСТ Забайкальского края Д.О. с заявленными требованиями не согласилась, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Л.В.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Камратовой А.Г., полагавшей требования административных истцов не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ООО "Универсал+" оказывает коммунальные услуги по теплоснабжению на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края от котельной "Дульдургинская ЦРБ" потребителям жилых помещений по ул. Шилова дома 41 и двух квартир дома 43, в которых зарегистрированы и проживают административные истцы Ж.И.Д., С.Л.Ж., Д.Н.Б. Следовательно, в силу положений части 1 статьи 208 КАС РФ административные истцы вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 7 указанного Федерального закона установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 4 части 1 статьи 8 Закона регулированию, в частности, подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.10 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года в„– 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Действуя в пределах своих полномочий, 17 декабря 2021 года РСТ Забайкальского края издала приказ в„– 691-НПА, которым установила тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Универсал+" от котельной "Дульдургинская ЦРБ" потребителям на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края, на 2022 - 2031 годы с календарной разбивкой согласно приложению в„– 1 к данному приказу, а также долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Универсал+" от котельной "Дульдургинская ЦРБ" потребителям на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2022 - 2031 годы согласно приложению в„– 2 к данному приказу.
Приказом РСТ Забайкальского края от 11 октября 2022 года в„– 327-НПА "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Универсал+" от котельной "Дульдургинская ЦРБ" потребителям на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края (далее - приказ РСТ Забайкальского края от 11 октября 2022 года в„– 327-НПА) в вышеназванный приказ РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года в„– 691-НПА внесены изменения, таблица приложения в„– 1 к приказу изложена в новой редакции.
Приказы РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года в„– 691-НПА, от 11 октября 2022 года в„– 327-НПА были приняты на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (выписки из протоколов заседания Правления РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года в„– 72 (том 1 л.д. 57 - 62), от 11 октября 2022 года в„– 47 (том 1 л.д. 63 - 66), с учетом экспертных заключений по установлению тарифов (том 1 л.д. 67 - 87, том 1 л.д. 88 - 106), официально опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 22 декабря 2021 года и 14 октября 2022 года соответственно (том 1 л.д. 55 - 56).
Оснований полагать процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта, принятого в пределах полномочий РСТ Забайкальского края.
В приложении в„– 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года в„– 691-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Универсал+" от котельной "Дульдургинская ЦРБ" потребителям на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края, на 2022 - 2031 годы с календарной разбивкой.
Так, тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения и для населения составили с 1 января по 30 июня 2022 года - 2 198,08 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2022 года - 2 316,87 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2023 года - 2 316,87 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2023 года - 2 394,54 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2024 года - 2 394,54 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2024 года - 2 537,31 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2025 года - 2 537,31 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2025 года - 2 621,85 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2026 года - 2 621,85 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2026 года - 2 790,90 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2027 года - 2 790,90 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2027 года - 2 834,30 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2028 года - 2 834,30 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2028 года - 2 965,63 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2029 года - 2 965,63 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2029 года - 3 060,16 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2030 года - 3 060,16 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2030 года - 3 116,70 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2031 года - 3 116,70 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2031 года - 3 236,67 руб./Гкал.
В соответствии с приказом РСТ Забайкальского края от 11 октября 2022 года в„– 327-НПА тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения и для населения составили с 1 января по 30 июня 2022 года - 2 198,08 руб./Гкал, с 1 июля по 30 ноября 2022 года - 2 316,87 руб./Гкал, с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года - 2 403,12 руб./Гкал.
Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе, Федеральным законом от 27 июля 2010 года в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года в„– 760-э (далее - Методические указания).
Согласно части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе методом индексации установленных тарифов.
Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении).
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Как установлено в пункте 51 Основ ценообразования, долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года в„– 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "и" - "л" пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 75 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится в том числе базовый уровень операционных расходов.
Уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования, является базовым уровнем операционных расходов (пункт 2 Основ ценообразования). Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. Операционные расходы включают в себя: расходы на приобретение сырья и материалов; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом; определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств (пункты 73, 59, 58 Основ ценообразования).
Из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика следует, что долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, а также тарифы на услуги теплоснабжения на долгосрочный период регулирования 2022 - 2031 годов для ООО "Универсал+" на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края установлены приказом РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года в„– 691-НПА с применением метода индексации установленных тарифов.
Приказом от 16 декабря 2021 года в„– 362 РСТ Забайкальского края открыла дело по инициативе органа регулирования об установлении тарифов на коммунальные услуги для ООО "Универсал+", осуществляющего деятельность на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края (том 2 л.д. 50 - 51).
Согласно экспертному заключению по расчету тарифов на коммунальные услуги (теплоснабжение), оказываемые ООО "Универсал+" на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края, на 2022 - 2031 годы (далее - Экспертное заключение на 2022 - 2031 годы) проведена экспертиза необходимой валовой выручки и долгосрочных тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "Универсал+" (том 1 л.д. 67 - 87).
17 декабря 2021 года на заседании Правления РСТ Забайкальского края принят приказ в„– 691-НПА, которым орган регулирования установил в том числе и тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Универсал+" от котельной "Дульдургинская ЦРБ" потребителям на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края, на 2022 - 2031 годы (том 1 л.д. 57 - 62).
Приказом от 11 мая 2022 года в„– 77 РСТ Забайкальского края открыло дело о корректировке тарифов на коммунальные услуги (теплоснабжение), оказываемые ООО "Универсал+" на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края, на 2023 год (том 2 л.д. 60).
Согласно экспертному заключению по корректировке тарифов на коммунальные услуги (теплоснабжение), оказываемые ООО "Универсал+" на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края, на 2023 год (далее - Экспертное заключение на 2023 год) осуществлена корректировка необходимой валовой выручки и долгосрочных тарифов услуг теплоснабжения, оказываемых ООО "Универсал+" на 2023 год в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования (том 1 л.д. 88 - 106).
11 октября 2022 года на заседании Правления РСТ Забайкальского края принят приказ в„– 327-НПА (том 1 л.д. 54).
Как видно из приложения к исследуемому приказу РСТ Забайкальского края от 11 октября 2022 года в„– 327-НПА, тарифы на тепловую энергию (мощность) для населения в оспариваемой административными истцами части составили с 1 января по 30 июня 2022 года - 2 198,08 руб./Гкал, с 1 июля по 30 ноября 2022 года - 2 316,87 руб./Гкал, с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года - 2 403,12 руб./Гкал.
Обратившись в суд и утверждая о недействительности приказа РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года в„– 691-НПА, административные истцы указывают, что орган регулирования произвел расчет (корректировку) оспариваемых тарифов на тепловую энергию на 2022 - 2023 годы без их экономического обоснования, а также без учета индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Оценив довод административных истцов об установлении органом регулирования тарифов на тепловую энергию для ООО "Универсал+" без соответствующего экономического обоснования, суд приходит к следующему.
Основные принципы и методы определения цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель закреплены в Основах ценообразования в сфере теплоснабжения, а порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определен Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года в„– 1075.
В силу требований пункта 28 Правил регулирования орган регулирования должен провести экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), по результатам которой составить заключение, приобщаемое к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).
Экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования (пункт 28 Правил регулирования).
Из содержания экспертного заключения на 2022 - 2031 годы следует, что при определении необходимой валовой выручки и расчете тарифов на тепловую энергию (мощность) для ООО "Универсал+" орган регулирования дал оценку заявленным регулируемой организацией расходам на предмет их экономической обоснованности, исключив из расчета расходы, не имеющие непосредственного отношения к оказываемым услугам. РСТ Забайкальского были учтены затраты и расходы на оплату труда и отчисления основного производственного персонала (кочегары) и административно-управленческого персонала, на приобретение специальной одежды, смывающих средств, на текущий ремонт основных средств, на оплату работ и услуг производственного характера (подталкивание угля и шлака), плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, на проведение технического осмотра и автострахование транспортных средств, налоги и отчисления, в соответствии с действующим законодательством, на покупку и доставку топлива (уголь) для котельной, на покупку электрической энергии и воды, необходимой для обеспечения технологического процесса теплоснабжения, прибыль, предусмотренная действующим законодательством в сфере тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.
Исходя из исследованных в судебном заседании материалов тарифного дела, суд не усматривает оснований ставить под сомнение правильность расчета органом регулирования размера необходимой валовой выручки, объема полезного отпуска тепловой энергии из сети, участвующих в расчете тарифа на тепловую энергию.
После ознакомления с экспертными заключениями стороною административных истцов не указано на какие-либо имевшие место несоответствия и допущенные органом регулирования нарушения в обоснование своей позиции об экономической необоснованности оспариваемых тарифов.
Параметры произведенной приказом РСТ Забайкальского края от 11 октября 2022 года в„– 327-НПА корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Универсал+", соответствуют данным Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации и опубликованного их на официальном сайте https://economy.gov.ru 29 сентября 2022 года, согласно которым изменение совокупного платежа граждан за коммунальные услуги с 1 декабря 2022 года в среднем по стране оценивается в размере 9%.
Доводы административных истцов относительно экономически необоснованного тарифа на тепловую энергию сводятся фактически к несогласию с его размером, который, по их мнению, является завышенным. Вместе с тем тарифы для ООО "Универсал+" установлены с учетом требований Закона о теплоснабжении, Основ ценообразования, Правил регулирования, Методических указаний в экономически обоснованном размере и обеспечивает осуществление бесперебойного функционирования системы теплоснабжения потребителей от котельной "Дульдургинская ЦРБ" на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края.
При таких обстоятельствах довод стороны административных истцов об установлении РСТ Забайкальского края тарифов на тепловую энергию для ООО "Универсал+" без соответствующего экономического обоснования подлежит отклонению, как не основанный на материалах административного дела.
Не соглашается суд и с доводом административных истцов о допущенных нарушениях расчета предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги в силу следующего.
Соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей является одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
Баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей тепловой энергии достигается в том числе путем установления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях.
Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов) (часть 2 статьи 157.1 ЖК РФ).
Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях определены Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года в„– 400 (далее - Основы формирования индексов изменения размера платы).
В соответствии с пунктами 3, 4 Основ формирования индексов изменения размера платы предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем 3 года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) с разбивкой по годам и могут устанавливаться с календарной разбивкой. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.
Пунктами 58, 59 Основ формирования индексов изменения размера платы установлено, что предельные индексы не могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных разделом IV настоящего документа.
Изменение (прирост) размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации не может превышать индекс по субъекту Российской Федерации.
Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса (пункт 10 Основ формирования индексов изменения размера платы).
Следовательно, в силу вышеприведенных требований закона, предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы подлежат применению к совокупному платежу за все потребляемые коммунальные услуги. При этом рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций, может составлять величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года в„– 3073-р средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Забайкальского края на 1 полугодие 2022 года определен 0%, на 2 полугодие 2022 года установлен в размере 5%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года в„– 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлены: индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации на декабрь 2022 года в размере 9 процентов; индексы по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины индексов по субъектам Российской Федерации с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года в размере 0 процентов. Пунктом 4 данного постановления установлены особенности формирования индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, в том числе предписано при применении и мониторинге индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги за декабрь 2022 года сравнивать с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предоставленные в ноябре 2022 года.
В соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 15 декабря 2021 года в„– 104 "О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Забайкальского края на 2022 год" (с учетом внесенных изменений постановлением Губернатора Забайкальского края от 28 ноября 2022 года в„– 76 "О внесении изменений в постановление Губернатора Забайкальского края от 15 декабря 2021 года в„– 104") предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в сельском поселении "Дульдурга" Забайкальского края с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года составил 0 процентов, с 1 июля 2022 года по 30 ноября 2022 года составил 8,2 процента, с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года составил 12,2 процента.
Предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в сельском поселении "Дульдурга" Забайкальского края на 2023 год утвержден постановлением Губернатора Забайкальского края от 28 ноября 2022 года в„– 77 "О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Забайкальского края на 2023 год" в размере 0 процентов.
Из материалов дела следует, что плата за коммунальные услуги административных истцов состоит из оплаты за теплоснабжение, электроснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами.
С учетом заявленных в рамках настоящего административного дела требований об оспаривании тарифов на тепловую энергию на 2022 - 2023 годы оценке подлежат индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в сельском поселении "Дульдурга" с января 2022 года к декабрю 2021 года, с июля 2022 года к декабрю 2021 года, с декабря 2022 года к ноябрю 2022 года.
Опрошенный в качестве свидетеля заместитель руководителя ГКУ "Центр экспертиз" Л.В.В. в судебном заседании пояснила, что она принимала участие в проведении экспертизы и расчете тарифов для ООО "Универсал+" на 2022 - 2023 годы, в ходе которой органом регулирования проводился расчет изменения роста платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с пунктами 37 - 39 Основ формирования индексов изменения размера платы. Подробно разъяснив механизм, имеющегося в материалах тарифного дела расчета совокупного изменения роста коммунальных платежей по каждому виду коммунальных услуг и в целом, указала на отсутствие роста платы населения выше утвержденных ограничений за все коммунальные услуги.
Согласно имеющегося в материалах тарифного дела на 2022 - 2031 годы расчета предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по сельскому поселению "Дульдурга" рост платы с 1 января 2022 года по отношению к 31 декабря 2021 года составил 0%, с 1 июля 2022 года по отношению к 31 декабря 2021 года составил 6,06% (том 2 л.д. 1 - 2).
При принятии тарифного решения по корректировке тарифов на 2023 год орган регулирования рассчитал плановые значения предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по сельскому поселению "Дульдурга" с 1 января 2023 года по отношению к 31 декабря 2022 года и с 1 июля 2023 года по отношению к 31 декабря 2022 года в размере 4,23% (том 2 л.д. 3 - 4).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года в„– 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" орган регулирования произвел расчет предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, оказываемые ООО "Универсал+" на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" с 1 декабря 2022 года к уровню ноября 2022 года и на 2023 год, который при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг составил 4,17% (том 1 л.д. 216).
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком также произведена оценка и представлены расчеты фактически вносимой административными истцами платы за коммунальные услуги в 2022 и 2023 годах. Согласно данным расчетам фактически вносимый совокупный платеж за все коммунальные услуги не превышает установленные предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы (том 1 л.д. 249 - 250).
Исследованные в судебном заседании расчеты предельных (максимальных) индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, оказываемые ООО "Универсал+", орган регулирования произвел в соответствии с требованиями пунктом 37 - 39 Основ формирования индексов изменения размера платы исходя из существующих на момент проведения расчетов типов благоустройства и набора коммунальных услуг по муниципальному образованию.
Представитель административных истцов с исследованными расчетами РСТ Забайкальского края согласился, каких-либо возражений по их содержанию не выразил.
При указанных обстоятельствах доводы административных истцов о превышении предельных (максимальных) индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2022 - 2023 года являются несостоятельными и опровергаются представленными РСТ Забайкальского края прогнозными и фактическими расчетами предельного (максимального) изменения платы граждан за коммунальные услуги на 2022 - 2023 годы, из которых следует, что индекс изменения совокупного размера стоимости всех коммунальных услуг не был превышен при принятии оспариваемого приказа.
Проанализировав оспариваемые положения приказа РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года в„– 691-НПА (в редакции приказа РСТ Забайкальского края от 11 октября 2022 года в„– 327-НПА) на предмет их соответствия положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о теплоснабжении, Основ ценообразования, Правил регулирования тарифов, также Основ формирования индексов изменения размера платы, исследовав материалы дела, представленные материалы тарифных дел, включая экспертные заключения об установлении тарифов и корректировки тарифов на тепловую энергию, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов, как потребителей коммунальной услуги по теплоснабжению, не влечет.
Поскольку по изложенным выше мотивам приказ РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2021 года в„– 691-НПА (в редакции приказа РСТ Забайкальского края от 11 октября 2022 года в„– 327-НПА) в оспариваемой части не противоречит имеющим большую юридическую силу требованиям законодательства, а также не нарушает прав административных истцов в рассматриваемых аспектах, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Д.Н.Б., Ж.И.Д., С.Л.Ж. о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 17 декабря 2021 года в„– 691-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Универсал+" от котельной "Дульдургинская ЦРБ" потребителям на территории муниципального образования сельское поселение "Дульдурга" муниципального района "Дульдургинский район" Забайкальского края, на 2022 - 2031 годы" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 18 апреля 2023 года.
Судья
М.Н.БУРАК
------------------------------------------------------------------