Типы документов



Решение Думы городского округа "Город Чита" от 27.04.2023 N 38 "Об Отчете Контрольно-счетной палаты городского округа "Город Чита" о работе за 2022 год"



ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА"

РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2023 г. в„– 38

ОБ ОТЧЕТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД
ЧИТА" О РАБОТЕ ЗА 2022 ГОД

Заслушав Отчет Контрольно-счетной палаты городского округа "Город Чита" за 2022 год, в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 года в„– 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", частью 1 статьи 1, пунктом 9 части 1 статьи 13, частью 2 статьи 20 Положения о Контрольно-счетной палате городского округа "Город Чита", принятого решением Думы городского округа "Город Чита" от 9 декабря 2021 года в„– 111, руководствуясь частью 2 статьи 40 Устава городского округа "Город Чита", Дума городского округа решила:

1. Отчет о работе Контрольно-счетной палаты городского округа "Город Чита" за 2022 год утвердить.
2. Контрольно-счетной палате городского округа "Город Чита" опубликовать Отчет в установленном порядке.
3. Опубликовать настоящее решение и текст Отчета в официальном сетевом издании городского округа "Город Чита" "Официальный сайт правовой информации городского округа "Город Чита" (http://msuchita.ru).

Глава городского округа
Е.В.ЯРИЛОВ

Председатель КСП
М.А.КАЗАКОВА





ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА" ЗА 2022 ГОД

Отчет содержит обобщенную информацию об основных направлениях деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа в отчетном периоде, в том числе, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках осуществления внешнего муниципального финансового контроля.

Организация деятельности Контрольно-счетной палаты

Согласно Положению "О контрольно-счетной палате городского округа "Город Чита", принятого решением Думы городского округа "Город Чита" от 09.12.2021 в„– 111, Контрольно-счетная палата образована в составе председателя, аудиторов и аппарата. Во исполнение положений, определенных ч. 8. ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 в„– 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в сентябре текущего года в представительный орган городского округа председателем КСП был внесен на рассмотрение проект решения об установлении штатной численности в количестве 7 штатных единиц. С учетом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий, обеспечения организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа, предлагалось штатную численность дополнить 2 ставками: инспектора и консультанта по правовым вопросам.
Поскольку депутатами инициатива КСП не была поддержана, в 2022 году, как и в предыдущие годы, работа была продолжена в составе 5 человек, в том числе: председатель, 2 аудитора, инспектор, ведущий специалист 1 категории аппарата КСП.
Все сотрудники КСП имеют высшее специальное образование: 1 - юридическое, 2 - экономическое, 2 - экономическое и юридическое.
Планирование работы на 2022 год осуществлялось с учетом результатов ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с применением риск-ориентированного метода. Согласно Плану работу КСП и по поручениям Думы городского округа проведено 9 контрольных мероприятий и 1 экспертно-аналитическое, результативность проверок составила 100%.
Основными направлениями деятельности Контрольно-счетной палаты в отчетном периоде стали следующие:
1) контроль по исполнению бюджета городского округа "Город Чита", внешняя проверка бюджетной отчетности;
2) экспертиза проекта бюджета городского округа "Город Чита" на очередной год и плановый период, а также проектов решений по внесению изменений в бюджет городского округа "Город Чита" в текущем году;
3) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета городского округа;
4) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности городского округа;
5) экспертиза муниципальных программ, контроль за ходом и итогами их реализации;
6) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.
В 2022 году состоялось 17 открытых заседаний (в форме собраний) Коллегий Контрольно-счетной палаты, на которых были рассмотрены наиболее важные вопросы деятельности, включая вопросы планирования, организации и методологии деятельности, утверждения отчетов, составленных по результатам контрольных мероприятий, рассмотрения заключений по результатам экспертно-аналитических мероприятий, принятия мер реагирования, в том числе представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты, информационных писем, а также принятия иных решений по результатам проверок, в том числе по контролю за исполнением требований и предложений КСП.
Результаты проведенных проверок в 2022 году были рассмотрены и утверждены на заседании Коллегии КСП с участием представителей проверяемых муниципальных организаций, администрации городского округа "Город Чита", ее структурных отраслевых (функциональных) и территориальных органов, а также рассмотрены постоянными комитетами представительного органа городского округа - Думой городского округа.
В целях повышения эффективности работы в 2022 году разработаны и утверждены стандарты: "Аудит эффективности" и "Стратегический аудит".
Несмотря на высокий профессиональный уровень сотрудников, большое внимание в 2022 году было уделено повышению квалификации с учетом современных требований к качеству и содержанию контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе путем участия в следующих обучающих семинарах (вебинарах):
- региональная конференция для заказчиков Забайкальского края "Государственные и муниципальные закупки Забайкальского края";
- вебинар на тему: "Практические вопросы возникающие при проверках классификации, учета и документооборота ремонтных работ";
- круглый стол на тему: "Передача муниципального имущества по концессионному соглашению, контроль за реализацией концессионного соглашения";
- вебинар на тему: "Проблемные точки учета нематериальных активов организациями бюджетной сферы";
- круглый стол на тему: "Практические подходы к классификации нарушений и неэффективного использования муниципальных ресурсов в связи с принятием нового Классификатора нарушений".

Основные мероприятия и итоги деятельности за 2022 год

В ходе выполнения Плана работы на 2022 год проведено 90 мероприятий, что на 32% больше, чем в 2021 году, из них:
- 9 контрольных мероприятий;
- 1 проверка совместно с районной Прокуратурой г. Читы;
- 22 экспертно-аналитических мероприятия, включая внешнюю проверку бюджетной отчетности администраторов бюджетных средств, годового отчета об исполнении местного бюджета за 2021 год, квартальный оперативный анализ исполнения бюджета за 2022 год, ЭАМ по поручению Думы г/о "Город Чита";
- 58 экспертиз правовых актов.
В рамках контрольных мероприятий проверена деятельность 12 объектов контроля, 9 из них являются структурными (функциональными) и территориальными органами администрации городского округа, 2 - муниципальные казенные учреждения, 1 - муниципальное предприятие, в том числе проверены:
- законность, обоснованность и эффективность использования бюджетных средств, направленных на текущее содержание автомобильных дорог в городском округе "Город Чита";
- законность, обоснованность и эффективность выделения и использования бюджетных средств, направленных на финансирование муниципальной программы городского округа "Город Чита" "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах городского округа "Город Чита" на 2017 - 2026 гг." и не программных мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС и стихийных бедствий природного и техногенного характера;
- проверка законности, обоснованности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на финансирование МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа "Город Чита";
- проверка законности, обоснованности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на финансирование администрации Железнодорожного административного района городского округа "Город Чита", оценка эффективности управления муниципальным недвижимым имуществом и автотранспортом, переданным администрации в оперативное управление;
- проверка законности, обоснованности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на финансирование администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита", оценка эффективности управления и распоряжения муниципальным недвижимым имуществом и автотранспортом, переданным администрации в оперативное управление;
- проверка комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" по вопросу эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в казне городского округа "Город Чита", за 2021 год;
- проверка реализации мер, принятых по результатам контрольного мероприятия в отношении комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" по вопросу эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в казне городского округа "Город Чита", за 2020 год;
- проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия городского округа "Город Чита" "Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление";
- проверка законности, обоснованности и эффективности использования средств бюджета городского округа "Город Чита", направленных на реализацию муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории городского округа "Город Чита" на 2018 - 2024 годы" в 2021 году.
По результатам проверки ФХД МП "ДМРСУ" было выявлено неэффективное (неэкономное) расходование денежных средств в сумме 26 356,2 тыс. рублей, а также неправомерное расходование денежных средств в сумме 4 970,0 тыс. рублей, в том числе выявлены нарушения, имеющие признаки преступления на сумму 1 503,2 тыс. рублей, а также признаки коррупционного правонарушения на сумму 19 545,7 тыс. рублей. Материалы проверки направлены в правоохранительные органы Забайкальского края, ведется проверка.
Также результативной стала проверка законности, обоснованности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на финансирование МКУ "Управление ГО и ЧС", в результате которой были выявлены 13 финансовых нарушений на общую сумму 3 648,75 тыс. рублей, в том числе незаконное расходование бюджетных средств на сумму 3 290,8 тыс. рублей. По итогам проверки правоохранительными органами возбуждено 1 уголовное дело, руководитель учреждения и главный бухгалтер привлечены к дисциплинарной ответственности, составлено 3 протокола об административном правонарушении. К административной ответственности, в том числе за нецелевое расходование бюджетных средств, привлечено 2 должностных лица и учреждение в качестве юридического лица.
Совместно с районной Прокуратурой проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции, бюджетного законодательства при начислении заработной платы в Комитете образования администрации городского округа "Город Чита" и подведомственных ему учреждений.
По поручению Думы городского округа проведен анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий городского округа "Город Чита": МП "Горсвет", МП "Лифт-ремонт", МП "Аптека в„– 2". Итоги экспертно-аналитического мероприятия, а также предложения КСП, сформированные по его результатам, заслушаны на профильном комитете Думы городского округа с участием должностных лиц администрации.
Новое полномочие по оценке реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования, осуществлялось путем проведения экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:
- проведен анализ исполнения плана по реализации мероприятий Стратегии СЭР г/о "Город Чита" в 2021 году;
- проведена экспертиза проекта решения о внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития городского округа "Город Чита" до 2030 года", утвержденную решением Думы городского округа "Город Чита" от 22.11.2018 в„– 117;
- проведены экспертизы муниципальных программ, проектов изменений в муниципальные программы.
По результатам анализа внесения изменений в Стратегию социально-экономического развития городского округа "Город Чита" до 2030 года" было отмечено, что по отдельным показателям наблюдается не достижение плановых значений, в том числе в связи с неисполнением в 2021 году отдельных мероприятий муниципальных программ и предложено усилить контроль по эффективному управлению реализацией муниципальных программ.
При проведении экспертиз проектов изменений в муниципальные программы выявлялся ряд недостатков. Так, экспертизой проекта постановления Администрации городского округа "Город Чита" "О внесении изменений в муниципальную программу городского округа "Город Чита" "Охрана окружающей среды городского округа "Город Чита" на 2017 - 2026 годы" был выявлен высокий риск не достижения цели программы. Администрацией городского округа "Город Чита" учтено предложение КСП и приняты меры по увеличению объемов финансирования муниципальной программы на 2022 - 2024 годы в целях исполнения основного мероприятия "Участие в организации благоустройства и озеленения, ликвидации несанкционированных свалок, а также реализация мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов".
В рамках проведения экспертных мероприятий особое внимание традиционно уделялось бюджетным вопросам, в том числе, проведена экспертиза:
- проекта Бюджета городского округа "Город Чита" на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов;
- 13 проектов решений Думы городского округа "Город Чита" "О внесении изменений в Бюджет городского округа "Город Чита" на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов".
Анализируя основные параметры проекта бюджета на следующий финансовый год и плановый период КСП отмечала, в том числе, необходимость принять меры по разработке и принятию муниципальных программ, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития городского округа "Город Чита" до 2030 года, поскольку в городском округе не исполнены ее отдельные мероприятия. В качестве положительного момента было отмечено, что реализовано предложение КСП по стабилизации внутреннего муниципального долга, а также доля дотаций в объеме доходов бюджета без учета субвенций и иных межбюджетных трансфертов запланирована в объеме, не превышающем 5-процентный порог, что позволит в дальнейшем избежать ограничений, предусмотренных ч. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ.
По результатам экспертизы проекта постановления администрации городского округа "Город Чита" "О внесении изменений в муниципальную программу "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом на 2017 - 2026 годы, утвержденную постановлением Администрации городского округа "Город Чита" от 09.12.2016 в„– 365" было выявлено, что показатель "Отношение объема муниципального долга к утвержденному годовому объему доходов бюджета (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений)" подпрограммы "Управление муниципальным долгом" не отражает положительную динамику изменений во взаимосвязи с исполнением мероприятий программы и достижения конечного результата на уровне 10%. Предложено принять меры к устранению выявленного недостатка.
В рамках реализации полномочия контрольно-счетного органа по подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе, установленного п. 9 ч. 2 ст. 9 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", а также в целях устранения пробелов в правовом регулировании по предложениям КСП были разработаны и приняты следующие нормативно-правовые акты:
- Порядок использования остатков средств местного бюджета на начало текущего финансового года (статья 96 Бюджетного кодекса РФ);
- Положение о представителях муниципального образования городской округ "Город Чита" в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в муниципальной собственности городского округа "Город Чита".
При этом следует отметить, что не все предложения КСП по разработке НПА реализованы. Например, по результатам контрольных мероприятий в отношений муниципальных предприятий городского округа администрация городского округа была неоднократно информирована о нарушении предприятиями положений ст. 24 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" при осуществлении заимствования, однако меры по недопущению данного нарушения и устранению пробела в правовом регулировании путем принятия Порядка осуществления заимствований унитарными предприятиями городского округа "Город Чита" в городском округе приняты не были.
Кроме того, администрации городского округа, с учетом итогов проверок и выявлению неэффектного использования муниципального имущества, неоднократно предлагалось принять меры по определению оптимального состава муниципального имущества и расчету показателей эффективности управления и распоряжения им в соответствии с Методикой, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 в„– 2645-р. Однако до настоящего времени данное предложение КСП не реализовано, поскольку указанная Методика для муниципальных образований носит рекомендательный характер.
Кроме направления информационных писем и предложений по устранению причин и условий, способствующих возникновению нарушений и недостатков, взаимодействие с администрацией городского округа осуществлялось путем участия сотрудников КСП в работе балансовой комиссии, а также в работе постоянной комиссии по приватизации муниципального имущества.
Кроме того, после проверки законности начисления и выплаты доплаты к страховой пенсии по старости работникам органов местного самоуправления и в связи с выявлением большого количества нарушений, представитель КСП также включен в состав комиссии по исчислению стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа "Город Чита".
Основные показатели деятельности КСП содержатся в таблице 1, основные итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий - в таблице 2 к настоящему отчету.

Взаимодействие с муниципальными контрольно-счетными
органами, Контрольно-счетной палатой Забайкальского края,
правоохранительными органами, органами представительной
и исполнительной власти и иными организациями

С 2019 года Контрольно-счетная палата городского округа "Город Чита" является членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, что позволяет использовать в работе передовой опыт коллег.
В отчетном периоде продолжилась работа по взаимодействию с Контрольно-счетной палатой и Советом контрольно-счетных органов Забайкальского края.
Кроме того, с целью обмена опытом налажено взаимодействие с контрольно-счетными органами в Дальневосточном федеральном округе.
В 2022 году председатель Контрольно-счетной палаты городского округа "Город Чита" М.А. Казакова принимала участие, в том числе:
- в заседании Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов;
- в общем собрании членов Союза МКСО;
- в заседаниях Совета контрольно-счетных органов Забайкальского края.
Взаимодействие с Думой городского округа осуществляется в плановом порядке, отчеты по результатам проведения контрольных мероприятий, а также заключения по итогам проведения экспертиз проектов правовых актов рассматриваются на заседаниях постоянных комитетов.
В Администрацию городского округа "Город Чита" также направляются все материалы контрольных проверок и экспертиз правовых актов.
Отдельные материалы проверок в связи с выявлением признаков преступления направляются в правоохранительные органы.

Обеспечение доступа к информации о деятельности КСП

В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона в„– 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" на официальном сайте КСП городского округа "Город Чита" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.ksp.msuchita.ru. размещается информация о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о мерах реагирования, а также о принятых по ним решениях.
Кроме того, на сайте размещены планы работы на год, а также информация об обращениях граждан, о структуре и составе контрольно-счетного органа и иная информация согласно требованиям действующего законодательства.
Информация о результатах рассмотрения обращения граждан размещается на едином государственном сайте (ЕС ГИС).
Результаты проверок в сфере закупок для муниципальных нужд размещаются на едином государственном сайте госзакупок.

Перспективные планы деятельности на 2023 год

В 2023 году Контрольно-счетной палате городского округа "Город Чита" предстоит продолжить работу по проверке законности, обоснованности эффективности использования средств бюджета городского округа "Город Чита", направленных, в том числе:
- на реализацию мероприятий в сфере обращения с животными без владельцев;
- на реализацию муниципальных программ городского округа "Город Чита".
Подлежит проверке финансово-хозяйственная деятельность двух муниципальных автономных и одного бюджетного учреждений культуры, продолжится контроль в отношении муниципального предприятия ДМРСУ.
Всего по поручению Думы городского округа "Город Чита" запланировано проведение 8 контрольных мероприятий, кроме того, будут проводиться проверки по обращениям граждан, предложениям правоохранительных органов.
Кроме того, совместно с Контрольно-счетной палатой Забайкальского края запланировано проведение контрольного мероприятия по проверке законности, эффективности и целесообразности использования бюджетных средств, выделенных городскому округу "Город Чита" на мероприятие "Реализация проекта "1000 дворов" Плана социального развития центров экономического роста Забайкальского края в рамках реализации государственной программы Забайкальского края "Формирование современной городской среды".
В текущем году Контрольно-счетной палатой в целях совершенствование внешнего финансового контроля планируется изучение и внедрение в работу цифровых технологий на основе опыта других контрольно-счетных органов.

Председатель КСП
М.А. Казакова





Приложение в„– 1
к отчету о деятельности
Контрольно-счетной палаты городского
округа "Город Чита" за 2022 год

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА" ЗА 2022 ГОД

в„– п/п
Показатель
Кол-во, ед.
Сумма, тыс. руб.
1. Статус, численность и профессиональная подготовка сотрудников
1.1.
Статус юридического лица

X

Член Союза МКСО

X
1.2.
Штатная численность сотрудников, чел.
5
X
1.3.
Фактическая численность сотрудников по состоянию на конец отчетного года, чел.
5
X
1.4.
Численность сотрудников, прошедших обучение по программе профессионального развития (повышения квалификации) за последние три года, чел.
5
X
2. Результаты деятельности муниципального контрольно-счетного органа
2.1.
Проведено КМ и ЭАМ, всего ед., в том числе:
90
X
2.1.1.
Контрольных мероприятий, ед.
10
X

из них:
проведено совместных и параллельных КМ, ед.
1
X
2.1.2.
Экспертно-аналитических мероприятий, ед.
22
X
2.2.
Количество проведенных экспертиз проектов МПА, ед.
58
X
2.3.
Объем проверенных средств при проведении контрольных мероприятий, тыс. рублей
X
2024759,8
2.4.
Всего выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего муниципального финансового контроля (без неэффективного использования средств), количество, тыс. рублей
95
162975,37
2.4.1.
в том числе:
нарушения при формировании и исполнении бюджетов, количество, тыс. рублей
12
74826,7
2.4.2.
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности, количество, тыс. рублей
8
2792,5
2.4.3.
нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, количество, тыс. рублей
10
4017,5
2.4.4.
нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц, количество, тыс. рублей
8
5939,7
2.4.5.
иные нарушения, количество, тыс. рублей
25
26264,2
2.4.6.
нецелевое использование бюджетных средств, количество, тыс. рублей
1
221,7
2.5.
Объем нарушений, подлежащих устранению, количество, тыс. рублей
43
100805,5
2.6.
Выявлено неэффективное использование бюджетных средств, количество, тыс. рублей
31
48912,98
3. Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
3.1.
Направлено представлений, ед.
8
X
3.2.
Направлено предписаний, ед.
1
X
3.3.
Направлены предложения (рекомендации) по результатам КМ и ЭАМ, всего, ед.
14


из них:
объекту контроля, ед.
5
X

исполнительным органам местного самоуправления, ед.
9
X
3.4.
Процент предложений (рекомендаций), реализованных по результатам КМ и ЭАМ, процент
80%
X
3.5.
Устранено выявленных нарушений, количество, тыс. рублей
43
100805,5

из них:
обеспечен возврат в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ выявленных финансовых нарушений (с учетом нарушений по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному), тыс. рублей
X
239,9
3.6.
Приняты (актуализированы) правовые и локальные акты, количество, ед.
3
X

из них:
объектами контроля, ед.

X

исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, ед.
3
X
3.7.
Количество материалов, направленных в правоохранительные органы, ед.
7
X

из них:
принято решений о возбуждении уголовного дела
2
X
3.8.
Количество составленных протоколов об административных правонарушениях, ед.
3
X

из них:
количество дел об административном правонарушении, по которым судьей, вынесены постановления о применении административного наказания, ед.
3
X
3.9
Привлечено к административной ответственности, ед.
4
X
3.10.
Привлечено к дисциплинарной ответственности должностных лиц объектов контроля, чел.
4
X





Приложение в„– 2
к отчету о деятельности
Контрольно-счетной палаты городского
округа "Город Чита" за 2022 год

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ КОНТРОЛЬНЫХ И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА" В 2022 ГОДУ

1. Проверка реализации мер, принятых по результатам контрольного мероприятия в отношении Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" по вопросу эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в казне городского округа "Город Чита", за 2020 год (проверяемый период 2021 год).
Объект проверки: Комитет по управлению имуществом администрации г/о "Город Чита".
Выводы по результатам контрольного мероприятия:
- в части мер, принятых по результатам контрольного мероприятия 2021 года, объект - "Благоустройство парка здоровья "Березка", принят в собственность городского округа "Город Чита" и закреплен на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением;
- незаконно занимаемый объект муниципальной собственности добровольно освобожден, заявлен иск о взыскании суммы задолженности за фактическое пользование нежилым помещением в сумме 870 558,41 рублей и процентов по ст. 395 ГК РФ в сумме 9 134,90 рубля;
- на момент проведения контрольного мероприятия объекты, благоустроенные в рамках муниципальных контрактов (площадь Труда в п. Текстильщиков, парк "Угольщиков" в г. Чита), в муниципальную собственность не приняты, имущество на соответствующем праве не закреплено, поскольку Комитетом городского хозяйства необходимый пакет документов не был представлен в полном объеме;
- анализ решений Арбитражного суда ЗК о взыскании с отдельных арендаторов муниципального имущества сумм неосновательного обогащения за фактическое использование земельных участков показал, что основной причиной отказа в их удовлетворении является пропуск сроков исковой давности, сумма недополученных доходов бюджета городского округа "Город Чита" в выявленных случаях составила 703, 8 тыс. рублей;
- в 2021 году списана безнадежная к взысканию задолженность по договорам аренды муниципального имущества в сумме 12 995,3 тыс. рублей, нарушений не выявлено. Однако, анализ документов о принятых мерах по обеспечению взыскания дебиторской задолженности по договорам аренды также показал наличие пропуска сроков исковой давности и невозможность взыскания в связи с ненадлежащим исполнением арендодателем (Комитет по управлению имуществом) своих обязательств по договорам аренды земельных участков.
Меры реагирования:
- Отчет направлен в Думу городского округа "Город Чита" для сведения;
- Отчет направлен в Администрацию городского округа "Город Чита" для рассмотрения;
- в Комитет по управлению имуществом направлено информационное письмо.
2. Проверка законности, обоснованности и эффективности выделения и использования бюджетных средств, направленных на финансирование муниципальной программы городского округа "Город Чита" "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах городского округа "Город Чита" на 2017 - 2026 гг." и непрограммных мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС и стихийных бедствий природного и техногенного характера за 2020 - 2021 годы".
Объекты проверки: МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа "Город Чита" (Управление ГО и ЧС), Комитет городского хозяйства.
Общая сумма проверенных средств: 38 545,8 тыс. рублей.
Выявлено 18 нарушений на общую сумму 27 598,4 тыс. рублей.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения и недостатки:
Управление ГО и ЧС.
- в нарушение п. 4 ст. 298 ГК РФ, ч.ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. в„– 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", без оснований (без согласия собственника имущества) оформлена передача материалов в пользование Государственной ветеринарной службе Забайкальского края на безвозвратной основе в сумме 979, 1 тыс. рублей;
- в нарушение ст. 34 БК РФ произведено использование бюджетных средств с превышением объема, достаточного для достижения цели, результата, поскольку необоснованно оплачено в сумме 4, 5 тыс. рублей (переплата) за работы по отсыпке земляного полотна, вследствие арифметической ошибки.
Комитет городского хозяйства.
- в нарушение ст. 34, ч. 1 ст. 86 БК РФ, в отсутствие НПА городского округа "Город Чита", регулирующего порядок и условия применения мер финансовой поддержки по финансированию работ по капитальному ремонту общего имущества товариществам собственников жилых помещений (п. 1. ст. 191 Жилищного кодекса РФ), бюджетные средства на ремонт кровли крыш израсходованы неэффективно, в том числе: в многоквартирном доме по адресу г. Чита, ул. Фадеева, д. 5 в сумме 1 208,3 тыс. рублей; в многоквартирном доме по адресу г. Чита, 1 мкр., д. 22 в сумме 5 882,9 тыс. рублей. Мер по частичному возврату денежных средств в бюджет городского округа "Город Чита", имеющихся в распоряжении ТСЖ на специальном счете за счет взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений, принято не было;
- неправомерно приняты и оплачены работы с повышающим коэффициентом (1,05) на сумму 7, 2 тыс. рублей без наличия данных, подтвержденных органами гидрометеорологической службы, о количестве ветреных дней в зимний период от 10% до 30%, когда скорость ветра составляет более 10 м/с.;
- в нарушение ст. 34 БК РФ, п. 4.96 МДС 81-35.2004, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 5 марта 2004 года в„– 15/1, неправомерно приняты и оплачены непредвиденные работы (затраты) в сумме 98,9 тыс. рублей, которые таковыми не являются, поскольку предусмотрены сметной документацией и контрактом;
- в нарушение ч.ч. 6 и 7 ст. 34 Закона в„– 44-ФЗ, условий муниципальных контрактов на выполнение работ по ремонту кровли крыш, не начислена неустойка (пени) за нарушение срока исполнения обязательств по контракту;
- в нарушение п. 1 ст. 94 Закона в„– 44-ФЗ, условий муниципального контракта не исполнены обязательства по срокам оплаты фактически выполненных работ подрядчикам на общую сумму 9 922,7 тыс. рублей, задержка в оплате составила 16 - 17 рабочих дней;
- в нарушение ч. 3 ст. 103 Закона в„– 44-ФЗ, нарушен срок размещения информации в реестре контрактов (2 случая).
Меры реагирования:
- Отчет направлен в Администрацию городского округа "Город Чита" и Комитет по финансам с информационными письмами для рассмотрения;
- в МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа "Город Чита" и Комитет городского хозяйства внесены представления для устранения выявленных нарушений и недостатков;
- отдельные материалы по результатам контрольного мероприятия направлены в УФАС по Забайкальскому краю и Прокуратуру Центрального района г. Читы.
Реализация мер реагирования:
- Представление Управлением ГО и ЧС исполнено, в том числе осуществлен возврат излишне оплаченных денежных средств в сумме 4,5 тыс. рублей;
- Комитетом городского хозяйства Представление исполнено частично. Исковые требования на сумму 106,1 тыс. рублей заявлены, правовой акт городского округа находится в стадии разработки.
3. Проверка законности, обоснованности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на финансирование администрации Железнодорожного административного района городского округа "Город Чита", оценка эффективности управления и распоряжения муниципальным недвижимым имуществом и автотранспортом, переданного учреждению в оперативное управление, за 2021 год.
Объекты проверки: Администрация Железнодорожного административного района городского округа "Город Чита", Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита".
Общая сумма проверенных бюджетных средств: 1 460,00 тыс. рублей.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения и недостатки:
- по состоянию на 01.01.2022 состав основных средств, учитываемых на счете "101.00", не соответствует составу имущества, указанному в Перечне основных средств, закрепляемых за учреждением на праве оперативного управления;
- регистрация права оперативного управления на объекты недвижимого имущества - здание архива и здание гаража произведена только в ходе проведения настоящего контрольного мероприятия;
- в нарушение требований пункта 167 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 в„– 191н сумма просроченной дебиторской задолженности в размере 93,8 тыс. рублей в бюджетной отчетности (ф. 0503169) на 01.01.2022 не отражена;
- при проверке фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учета выявлено неучтенное на балансе учреждения имущество - МФУ;
- изменения в техническую документацию после завершения работ по перепланировке и переустройству части нежилого здания, расположенного по адресу: г. Чита, проспект Советов, 4, (арендатор ПАО "Сбербанк") не внесены. Кроме того, не исполнены требования Комитета по управлению имуществом в части представления разрешительной и исполнительной документацией после завершения строительных работ;
- лимиты и бюджетные ассигнования, выделенные в 2021 году на оплату труда, превысили ее фактическую потребность на 618 861,24 рубль, а с учетом начислений на оплату труда страховых взносов - 805 757,33 рублей;
- также установлено, что Комитетом по управлению имуществом контроль в отношении администрации Железнодорожного района, направленный на выполнение мероприятий по внесению изменений в техническую документацию, связанных с перепланировкой и переустройством части нежилого здания, расположенного по адресу: г. Чита, проспект Советов, 4, не осуществлялся.
Меры реагирования:
1. Отчет направлен в Думу городского округа "Город Чита" для сведения, в Администрацию городского округа и Комитет по финансам с информационным письмом.
2. В администрацию Железнодорожного административного района внесено представление для устранения выявленных нарушений и недостатков.
3. В комитет по управлению имуществом направлено информационное письмо для принятия мер по устранению недостатков.
Реализация мер реагирования:
- Представление КСП исполнено, главный бухгалтер привлечена к дисциплинарной ответственности (объявлен выговор).
- Комитетом по управлению имуществом меры по устранению недостатков приняты.
4. Проверка законности, обоснованности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на финансирование администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита", оценка эффективности управления муниципальным недвижимым имуществом и автотранспортом, переданным администрации в оперативное управление, за 2021 год.
Объекты проверки: Администрация Черновского административного района городского округа "Город Чита", Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита".
Общая сумма проверенных бюджетных средств: 22 966,7 тыс. рублей.
Выявлено 8 нарушений на общую сумму 899,60 тыс. рублей.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения и недостатки:
- в нарушение требований п. 167 Инструкции Минфина России от 28.12.2010 в„– 191н, сумма просроченной дебиторской задолженности в размере 72,8 тыс. рублей в бюджетной отчетности (ф. 0503169) на 01.01.2022 не отражена;
- пени за просрочку платежей по договорам на возмещение затрат за коммунальные услуги не начисляются;
- в нарушение ст. 131 ГК РФ регистрация права оперативного управления на объекты недвижимого имущества (гаражи), расположенные по адресу: г. Чита, ул. Космонавтов, корп. а, б, гаражный кооператив в„– 96, не произведена;
- в нарушение п. 4 ст. 298 ГК РФ помещения на безвозмездной основе предоставлены юридическим лицам без разрешения собственника;
- помещение ЧГОО "Ветеранов войны и труда" (кабинет в„– 54), площадь 16,4 кв. м, предоставлено без заключения договора безвозмездного пользования;
- выявлено неиспользуемое имущество (11 кабинетов): на первом этаже здания (правое крыло) 2 свободных кабинета, на втором этаже (левое крыло) - 7 свободных кабинетов, на третьем этаже (левое крыло) - 2 свободных кабинета.
- по результатам визуального осмотра административного здания установлено несоответствие данным выписки из технического паспорта от 26.02.2007.
Меры реагирования:
1. Отчет направлен в Думу городского округа "Город Чита" для сведения.
2. Отчет направлен в Администрацию городского округа для сведения.
3. В администрацию Черновского административного района городского округа внесено представление для устранения выявленных нарушений и недостатков.
Реализация мер реагирования:
- Представление КСП исполнено.
5. Законность, обоснованность и эффективность использования бюджетных средств, направленных на текущее содержание автомобильных дорог в городском округе "Город Чита".
Объект проверки: Комитет городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита".
Объем проверенных средств - 220 752,6 тыс. рублей.
Выявлено 11 нарушений на общую сумму - 58 494,0 тыс. рублей.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения и недостатки:
- неэффективное расходование бюджетных средств, в том числе:
в нарушение Порядка установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями городского округа "Город Чита" в„– 76, утвержденного решением Думы городского "Город Чита" от 28.06.2018, Комитетом городского хозяйства в 2021 году приняты коммерческие предложения от МП "ДМРСУ" с тарифами, не утвержденными УРЦиТ, что повлекло необоснованное завышение начальной (максимальной) цены муниципальных контрактов и в целом на завышение стоимости работ по текущему содержанию улично-дорожной сети на территории городского округа "Город Чита" от 1,5 до 3 раз.
в нарушение принципа эффективности (экономности) расходования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) в рамках исполнения муниципальных контрактов излишне оплачено подрядчику в сумме 39,6 тыс. рублей за работы по содержанию улично-дорожной сети на территории городского округа "Город Чита";
- утверждена ведомость объемов работ в„– 1 и в„– 2 (май - август 2021 г.), а также ведомость б/н (октябрь - ноябрь) с МП "ДМРСУ" на выполнение работ по текущему содержанию улично-дорожной сети городского округа "Город Чита".
При проверке соблюдения законодательства в сфере закупок при использовании бюджетных средств в рамках реализации текущего содержания автомобильных дорог в городском округе "Город Чита" в 2021 году были выявлены следующие признаки нарушения законодательства:
- в нарушение ч. 1, ч. 2 ст. 72 БК РФ, ст. 16 Закона 44-ФЗ произведено утверждение ведомостей объемов работ на выполнение работ по текущему содержанию улично-дорожной сети городского округа "Город Чита" в сумме 58 454,3 тыс. рублей с МП "ДМРСУ" без доведения (выделения) бюджетных ассигнований (лимитов) и без заключения муниципального контракта(ов) между Комитетом городского хозяйства и МП "ДМРСУ" на работу, услуги для обеспечения муниципальных нужд городского округа с завышением стоимости работ в 1,5 - 3 раза;
- заключение договоров на текущее содержание улично-дорожной сети на территории городского округа "Город Чита" с МП "ДМРСУ", имеет признаки осуществления искусственного дробления объекта закупки с целью обеспечения закупки работ у единственного поставщика и ухода от конкурентных процедур.
Иные нефинансовые нарушения и недостатки:
- в нарушение пунктов 5, 6, 9 Порядка от 29.03.2011 в„– 53 Комитетом городского хозяйства проекты или сметные расчеты не разрабатываются, а также не формируются ежегодные планы проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- в нарушение п. 7 Постановления Правительства Забайкальского края от 3 июня 2019 г. в„– 230 "Об утверждении Методики распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных образований Забайкальского края на финансовое обеспечение дорожной деятельности и правил их предоставления", п. 1.2 Соглашения в„– 07/2021-17 от 07.04.2021 автомобильные дороги: Трудовой пер., Соборный проезд, по которым выполнялись работы в рамках содержания улично-дорожной сети и искусственных сооружений на них в границах населенных пунктов в Перечне автомобильных дорог городского округа не числятся (отсутствуют). Соответственно основания для проведения вышеуказанных работ по Трудовому пер., Соборному проезду отсутствовали.
- в нарушение п. 4.3.6.3 Соглашения в„– 07/2021-17 от 07.04.2021 сроки предоставления отчета об использовании средств на финансирование работ, выполнение которых предусмотрено в рамках соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из дорожного фонда Забайкальского края нарушены (ежеквартально не направлялись).
Меры реагирования:
1. Отчет направлен в Администрацию городского округа "Город Чита" с информационным письмом для рассмотрения.
2. в Комитет городского хозяйства внесено представление для устранения выявленных нарушений и недостатков.
3. Отдельные материалы направлены в Прокуратуру и УФАС по Забайкальскому краю.
Реализация мер реагирования:
Представление КСП исполнено, а также 39,6 тыс. рублей возмещено в бюджет.
6. Проверка законности, обоснованности и эффективности использования средств бюджета городского округа "Город Чита", направленных на реализацию муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории городского округа "Город Чита" на 2018 - 2024 годы" в 2021 году".
Объект проверки: Комитет градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита".
Объем проверенных средств 76 197,2 тыс. рублей.
Выявлено 9 нарушений на общую сумму 8 391,8 тыс. рублей.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения и недостатки:
- неправомерное расходование бюджетных средств в сумме 5 023,7 тыс. рублей:
в нарушение ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона в„– 44-ФЗ допущено неправомерное изменение существенных условий (дополнительные работы не предусмотренные контрактом и сметной документацией) муниципального контракта от 22.03.2021 что повлекло неправомерное расходование бюджетных средств на сумму 4 493, 4 тыс. рублей;
в нарушение ч.ч. 1, 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. в„– 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", ч. 1 ст. 702, ч. 1 ст. 711 ГК РФ, п. 4.1.3 муниципального контракта приняты и оплачены фактически невыполненные работы в сумме 530,3 тыс. рублей;
- неэффективное расходование бюджетных средств в сумме 1 088,8 тыс. рублей:
в нарушение статьи 34 БК РФ, условий муниципального контракта, произведено использование бюджетных средств с превышением объема, достаточного для достижения цели, результата, поскольку подрядчику неправомерно оплачены расходы в сумме 382,9 тыс. рублей за доставку материалов, которые включены в общую цену контракта;
в нарушение ст. 34 БК РФ, п. 9 свода правил СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий" допущено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 302,0 тыс. рублей, поскольку эффект по озеленению на "Театральной площади" не достигнут и неприжившиеся растения подрядной организацией не заменены;
- в нарушение ст. 34 БК РФ, п. 3.3.8 контракта произведено использование бюджетных средств с превышением объема, достаточного для достижения цели, результата, поскольку не уменьшена его стоимость в результате достигнутой экономии по непредвиденным затратам частично неиспользованных на сумму 330,1 тыс. рублей, а также излишне оплачены затраты на временные здания и сооружения, зеленые насаждения в сумме 73,8 тыс. рублей.
При проверке использовании бюджетных средств в рамках исполнения программы "Формирование современной городской среды на территории городского округа "Город Чита" на 2018 - 2024 годы" за 2021 год установлены признаки нарушения законодательства в сфере закупок в сумме 2 609 611,70 рублей:
Иные нарушения:
- в нарушение частей 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. в„– 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в муниципальную собственность (казну городского округа "Город Чита") передано фактически отсутствующие 12 боллардов полусфера, а также переданы выставочные стенды в количестве 10 шт., вместо установленных 20 шт.
Кроме того, информация, отраженная в реестре муниципального имущества, в части количества по светодиодной системе, овсяницы мэра и саженцев является не достоверной, соответственно балансовая стоимость объекта "Комплексное благоустройство общественного пространства "Театральная площадь" также является не достоверной (завышена).
- в нарушение п. 4.3.3 Соглашения в„– 767001000-1-2021-003 от 18.03.2021 администрацией городского округа "Город Чита" нарушены сроки предоставления отчетов по состоянию на 01.04.2021 и 01.07.2021 (на 8 месяцев, 17 дней соответственно).
Меры реагирования:
1. Отчет направлен в Администрацию городского округа "Город Чита" с информационным письмом для рассмотрения.
2. В Комитет градостроительной политики внесено Представление КСП для устранения выявленных нарушений и недостатков.
3. Отдельные материалы контрольного мероприятия направлены в Прокуратуру Забайкальского края и УФАС по Забайкальскому краю.
Реализация мер реагирования:
Представление КСП исполнено.
Подрядчиком возмещены денежные средства в сумме 3,3 тыс. рублей и КГП перечислены в доход бюджета городского округа "Город Чита".
Подрядчиком устранено нарушение: выполнены работы по недостающему объему по установке светодиодной ленты RTW 2-5000PS 12V на сумму 101,2 тыс. руб.
КГП направлен иск о возврате денежных средств Подрядчиком в сумме 382,9 тыс. руб.
До 30.05.2023 подрядчик согласно гарантийному письму произведет замену неприжившихся зеленых насаждений.
КГП внесены изменения в реестр муниципального имущества по объекту объекта "Комплексное благоустройство общественного пространства "Театральная площадь".
7. Проверка законности, обоснованности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на финансирование МКУ "Управление по делам ГО и ЧС" за 2020 - 2021 годы, январь - август 2022 года".
Объект проверки: МКУ "Управление по делам ГО и ЧС".
Общая сумма проверенных средств 33 312,59 тыс.
Выявлено 13 нарушений на общую сумму 3 648,75 тыс. рублей.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Незаконное расходование бюджетных средств в общей сумме 3 290 776,27 рублей, в том числе:
- в ходе контрольного мероприятия установлено, что сумма запрошенных МКУ "Управление по делам ГО и ЧС" в 2021 году денежных средств на оплату труда превысила ее фактическую потребность на 2 330 342,83 рубля, а с учетом начислений на оплату труда страховых взносов - 3 034 106,36 рублей. Данная сумма, в том числе была незаконно выплачена работникам учреждения в качестве премии по итогам работы за 2021 год (за счет сложившейся экономии по фонду оплаты труда) в размере 1 789 100,00 рубля, а с учетом начислений на оплату труда страховых взносов - 2 329 408,20 рублей;
- незаконное расходование бюджетных средств в сумме 961,4 тыс. рублей, в которых усматриваются признаки преступления (хищения).
2. Неправомерное расходование бюджетных средств в сумме 61 391,25 рубль, в том числе в связи с дважды перечисленными отпускными в сумме 40 091,25 рубль и неправомерно перечисленными денежными средствами работнику бухгалтерии в сумме 21 300,00 рубля.
3. Нецелевое использование бюджетных средств в сумме 221,70 тыс. рублей, поскольку в нарушение пп. 48.3.2.1 Приказа Минфина России от 6 июня 2019 г. в„– 85н сотрудникам Учреждения, уволенным в связи с сокращением, при выплате компенсации не соблюдены требования ст.ст. 38, 162 БК РФ.
4. Неэффективное расходование бюджетных средств в сумме 42,9 тыс. рублей, в связи с уплатой пени за нарушение требований законодательства о налогах и сборах.
5. В нарушение условий трудового договора руководителю учреждения без соответствующих распоряжений руководителя администрации городского округа "Город Чита" в 2021 году были начислены и выплачены единовременные денежные премии на общую сумму 32,0 тыс. рублей. Кроме того, без соответствующей оценки финансово-хозяйственной деятельности учреждения на основании распоряжений руководителя администрации городского округа "Город Чита" ежемесячно выплачивались премии в течение всего 2021 года.
6. Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, поскольку не соблюдены требования ч. 3 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. в„– 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 3 Инструкции 157н в части неверного отражения в отчетных данных за 2021 год, что повлекло искажение показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, а также предоставление недостоверной отчетности по состоянию на 1 января 2022 года в сумме 1 285,6 тыс. рублей.
7. Нарушения в сфере земельного законодательства, поскольку находящиеся у Учреждения в пользовании земельные участки, являющиеся муниципальной собственностью городского округа, не переданы учреждению в установленном порядке.
Меры реагирования:
1. Отчет направлен в Думу городского округа "Город Чита" для сведения.
2. Отчет направлен в Администрацию городского округа "Город Чита" с информационным письмом для рассмотрения.
3. МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа "Город Чита" внесено Представление КСП для устранения выявленных нарушений и недостатков.
4. Материалы проверки направлены в Прокуратуру Забайкальского края.
5. В УМВД России по городу Чите направлены сведения о выявленных фактах незаконного использования средств бюджета городского округа "Город Чита", в которых усматриваются признаки хищения.
6. Возбуждено 3 дела об административном правонарушении, в том числе: 2 - за нецелевое использование бюджетных средств, 1 - за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.
Реализация мер реагирования:
1. Возбуждено уголовное дело в отношении работника учреждения по признакам хищения бюджетных средств (ст. 159 УК РФ).
2. Мировым судом вынесено 3 постановления о привлечении к административной ответственности:
- руководителя учреждения и юридическое лицо - МКУ "Управление по делам ГО и ЧС": 2 - за нецелевое расходование б/средств;
- главного бухгалтера учреждения: 1 - за нарушение бухучета.
3. Руководитель и гл. бухгалтер МКУ "Управление по делам ГО и ЧС" привлечены к дисциплинарной ответственности.
4. Неправомерно выплаченные денежные средства в общей сумме 53,3 тыс. рублей возмещены.
5. Представление исполнено, сведения о мерах, принятых по устранению выявленных нарушений и недостатков, в том числе в ходе проверки, представлено.
8. Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия городского округа "Город Чита" "Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление" 2021 год - 9 месяцев 2022 года.
Объект проверки: Муниципальное предприятие "Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление".
Общая сумма проверенных средств 1 589 900,0 тыс. рублей.
Выявлено 19 нарушений на общую сумму 57 782,8 тыс. рублей.
По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки:
- за 9 месяцев 2022 года предприятием получен убыток в сумме 78 593,0 тыс. рублей, основной причиной послужили внереализационные расходы и налоговые санкции за несвоевременную оплату налогов, а также процентные расходы по лизингу и кредитным договорам, которые составили 44 571,0 тыс. рублей;
- по состоянию на 01.01.2022 кредиторская задолженность увеличилась на 71 545,0 тыс. рублей, или на 39,9% и составила 250 576,0 тыс. рублей, дебиторская задолженность также увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13 080,0 тыс. рублей и составила 73 968,0 тыс. рублей, в том числе просроченная задолженность - 2 476,0 тыс. рублей;
- по состоянию на 30.09.2022 дебиторская задолженность составила 97 083,0 тыс. рублей, кредиторская задолженность - 421 685,9 тыс. рублей.
- выявлено неэффективное (неэкономное) расходование денежных средств предприятием в сумме 26 356,2 тыс. рублей в том числе:
выявлены признаки злоупотребления полномочиями руководителя, имеющие характер коррупционного правонарушения, поскольку сделки по поставке нефтепродуктов нарушают положения ч. 1, ч. 2 ст. 24 Федерального закона в„– 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", т.к. их исполнение связано с предоставлением поставщиком коммерческого кредита, который не является кредитной организацией. В целом сделки заключены на невыгодных для предприятия условиях, при этом имеются признаки преднамеренной неоплаты основного долга, в связи с чем начисление процентов за пользование коммерческим кредитом и процентов за пользование чужими денежными средствами по ним составило 19 545 689,50 рублей;
в связи с нарушением за 9 месяцев 2022 года требований законодательства о налогах и сборах (нарушение сроков при уплате налогов (страховых взносов) взыскано пени в общей сумме 4 262,0 тыс. рублей;
в нарушение ст. 781 ГК РФ, п. 1.2.2, п. 4.3, приложения в„– 6 "Условия договоров финансовой аренды" к договорам лизинга, МП "ДМРСУ" в текущем периоде 2022 года не соблюдены сроки оплаты ежемесячных лизинговых платежей, что привело к штрафным санкциям за 9 месяцев 2022 г. в сумме 1 969,0 тыс. рублей;
в связи с несвоевременной оплатой по иным договорным обязательствам расходы по неустойке, штрафам, а также госпошлине, присужденные судом составили 516,0 тыс. рублей.
- неправомерное расходование денежных средств предприятием в сумме 4 970,0 тыс. рублей:
выявлена сделка, имеющая признаки мнимой сделки (п. 1 статья 170 ГК РФ), в сумме 1 227,2 тыс. рублей (с учетом НДФЛ и начислений страховых взносов) и имеющая признаки хищения денежных средств предприятия.
приняты невыполненные ремонтные работы в сумме 276,0 тыс. рублей, что свидетельствует о наличии признаков хищения денежных средств предприятия. Договор на выполнение работ, спецификация отсутствует.
в период с 2021 г. по сентябрь 2022 года неправомерно произведены расходы в общей сумме 3 253,8 тыс. рублей в виде компенсационных выплат сотрудникам за наем жилых помещений, которые не предусмотрены Уставом Предприятия.
при увольнении работнику неправомерно выплачена компенсация в размере трех среднемесячных заработков в связи с расторжением трудового договора в сумме 213,0 тыс. рублей (основанием выплаты указан несуществующий пункт трудового договора. Выплата компенсации работникам при увольнении по соглашению сторон коллективным договором и уставом Предприятия также не предусмотрена.
- в нарушение ч. 1, ч. 2 ст. 24 Закона 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" заимствование Предприятием осуществлялось в форме займа путем заключения договора на сумму 1 000,0 тыс. рублей с организацией, не являющейся кредитной организацией (МП "Геоплан").
- в нарушение ст. 17 Закона 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", п. 3 Порядка перечисления части прибыли от 19 ноября 2015 г. в„– 156 МП "ДМРСУ" не перечислило в установленный срок часть прибыли в сумме 192,4 тыс. рублей, полученной по результатам деятельности Предприятия за 2021 год. Задолженность перед бюджетом городского округа "Город Чита" в период проведения контрольного мероприятия погашена в полном объеме.
- иные нарушения и недостатки:
в нарушение п. 4.2 Устава Предприятия, Порядка установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями городского округа "Город Чита" в„– 76, утвержденного решением Думы городского "Город Чита" от 28.06.2018, в проверяемом периоде Предприятие оказывало услуги по текущему содержанию улично-дорожной сети на территории городского округа "Город Чита", а также по текущему содержанию зеленых насаждений для муниципальных нужд по тарифам, не утвержденным Управлением регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита". Отклонения по тарифам составили от 1,5 до 3 раз в сторону увеличения (завышения). С 01.07.2022 постановлением УРЦиТ от 30.06.2022 в„– 17 и от 08.07.2022 в„– 19 МП "ДМРСУ" утверждены новые тарифы на услуги по текущему содержанию улично-дорожной сети на территории городского округа "Город Чита", благоустройства и зеленых насаждений.
в нарушение п. 4.3.5 Устава Предприятия, утвержденного Постановлением главы городского округа "Город Чита" от 07.04.2005 в„– 47, штатные расписания не согласованы с Учредителем - Администрацией городского округа "Город Чита".
ежемесячный расчет общего фонда КТУ (общей суммы стимулирующих выплат) для распределения между подразделениями не производился и к проверке не представлен. В Положении об оплате труда в„– 1291 не разработан конкретный порядок расчета вознаграждения работникам Предприятия с применением КТУ;
в нарушение п. 3.9, п. 3.10 Устава Предприятия не формировался фонд потребления для использования на социальные нужды, культурные мероприятия, а также для поощрения (премирования) сотрудников;
в нарушение ст. 37 Конституции РФ и ст. 21, ст. 136 ТК РФ, п. 8,8 Положения об оплате труда в„– 1291 МП "ДМРСУ", заработная плата сотрудникам Предприятия произведена в проверяемом периоде несвоевременно в 7 случаях из 42, нарушение в выдаче составляли от 1 до 14 календарных дней;
заключение договоров гражданско-правового характера на оказание услуг, которые дублируют должностные обязанности штатных сотрудников Предприятия (специалиста по снабжению, юриста, экономиста, специалиста по закупкам, бухгалтера и т.д.).
Меры реагирования:
1. Отчет в Администрацию городского округа "Город Чита" с информационным письмом, в том числе с предложением принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, занимавших должности руководителей, и возмещению убытков, причиненных предприятию.
2. МП "ДМРСУ" внесено Представление КСП для устранения выявленных нарушений и недостатков.
3. МП "ДМРСУ" внесено Предписание КСП, требующее безотлагательных мер по пресечению отдельных нарушений.
4. Материалы проверки направлены в Прокуратуру Забайкальского края. Управление по экономической безопасности и коррупционным преступлениям УМВД по Забайкальскому краю.
Реализация мер реагирования:
1. Предписание КСП и Представление КСП исполнено.
2. По материалам контрольного мероприятия правоохранительными органами проводится проверка.
9. Проверка Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" по вопросу эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в казне городского округа "Город Чита", за 2021 год и текущий период 2022 года".
Объект проверки: Комитет по управлению имуществом администрации г/о "Город Чита".
Выводы по результатам контрольного мероприятия:
1. Анализ эффективности использования недвижимого имущества казны городского округа "Город Чита" показал следующее.
1.1. В собственности городского округа "Город Чита" на момент проверки находилось 28 пустующих помещений, которые не востребованы и не использовались. Данные помещения требуют проведения ремонтных работ (частично), а также расходов на их содержание (коммунальные услуги, охрана).
Затраты бюджета городского округа на охрану и коммунальные услуги за пустующие помещения в проверяемом периоде составили 8 645 080,64 рублей, в том числе:
- 2021 год - 5 079 976,10 рубль;
- 9 месяцев 2022 года - 3 565 104,54 рубля.
Перечень пустующих объектов муниципальной собственности (для использования в предпринимательской деятельности) Комитет по управлению имуществом публикует на официальном сайте системы поддержки малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Чита" (www.mbchita.ru).
Кроме того, данный перечень размещается на информационном стенде в Комитете по управлению имуществом, а также может быть представлен заинтересованным лицам по заявлению (обращению).
1.2. В собственности городского округа "Город Чита" находится 1203 объекта водоснабжения и водоотведения, которые в рамках концессионного соглашения не переданы. Однако, на момент проверки только 162 объекта водоснабжения и водоотведения (13,5% от общего количества объектов, находящихся в казне городского округа) включены в утвержденный администрацией городского округа "Город Чита" перечень, предусматривающий их включение в концессионное соглашений.
1.3. По 341 жилому помещению не производилось начисление платы за наем. Сумма недополученного дохода в бюджет городского округа за год ориентировочно составит 722,2 тыс. рублей (исходя из среднего тарифа за 1 кв. м в размере 7,06 рубля и минимальной площади жилого помещения 25,0 кв. м).
2. Комитетом по управлению имуществом анализ эффективности использования недвижимого имущества казны городского округа "Город Чита" в соответствии с Методикой определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 в„– 2645-р, не проводится, формы отчетов, пороговые значения рекомендованных показателей не утверждены, планы в части повышения эффективности управления и распоряжения недвижимым имуществом не разрабатываются.
3. Анализ проводимой Комитетом по управлению имуществом претензионно-исковой работы по взысканию дебиторской задолженности по заключенным договорам аренды (найма) муниципального имущества показал в целом положительную динамику. Вместе с тем продолжает сохраняться ее значительный объем. По состоянию на 01.10.2022 сумма дебиторской задолженности по платежам за пользование имуществом, находящимся в казне городского округа "Город Чита", составила 150 984 810,54 рублей, в том числе:
- основной долг - 132 739 856,81 рублей (87,92% от общей суммы долговых обязательств), в том числе просроченная - 127 058 462,14 рубля;
- долг по пене - 18 244 953,73 рубля (12,08% от общей суммы долговых обязательств), в том числе просроченная - 18 244 953,73 рубля.
4. В проверяемом периоде списана безнадежная к взысканию задолженность по договорам аренды муниципального имущества в общей сумме 18 559 795,79 рублей, в том числе:
- 2021 год - 12 995 250,46 рублей;
- 9 месяцев 2022 года - 5 564 545,33 рублей.
При выборочной проверке актов по признанию безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет городского округа "Город Чита" нарушений не установлено.
Меры реагирования:
- Отчет направлен в Думу городского округа "Город Чита" для сведения;
- Отчет направлен в Администрацию городского округа "Город Чита" для рассмотрения с информационным письмом;
- в Комитет по управлению имуществом направлено информационное письмо.
10. Экспертно-аналитическое мероприятие: "Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий городского округа "Город Чита" МП "Горсвет", МП "Лифт-ремонт", МП "Аптека в„– 2", в том числе оценка эффективности управления муниципальным имуществом, переданного предприятиям на праве хозяйственного ведения за 2020 - 2021 годы", по результатам которого установлено следующее.
Выводы и предложения по результатам экспертно-аналитического мероприятия:
1. МП "Лифт-ремонт":
1.1. Основным видом деятельности МП "Лифт-ремонт" является предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов.
1.2. За 2021 год МП "Лифт-ремонт" получен убыток в сумме 1 651,0 тыс. рублей, поскольку договоры заключены по тарифам ниже экономически обоснованных (установленных УРЦиТ). В случае применения экономически обоснованных тарифов предприятие не может конкурировать с другими участниками рынка.
1.3. Поскольку МП "Лифт-ремонт" осуществляет деятельность на товарном рынке, находящимся в состоянии конкуренции, и его деятельность не соответствует требованиям статьи 35.1 Федерального закона "О защите конкуренции", предприятие согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. в„– 485-ФЗ подлежит ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года.
1.4. В связи с тем, что величина чистых активов Предприятия на 01.01.2022 имеет отрицательное значение (-807,0), собственнику имущества (органу администрации городского округа "Город Чита", исполняющему полномочия собственника) в случае продолжения деятельности муниципального предприятия до 1 января 2025 года, в установленные сроки необходимо принять меры по восстановлению стоимости чистых активов до минимального размера уставного фонда. В противном случае собственник имущества должен принять решение о ликвидации или реорганизации предприятия в соответствии с требованиями действующего законодательства (ст. 15 Закона 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях").
2. МП "Аптека в„– 2":
2.1. Основным видом деятельности МП "Аптека в„– 2" является изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения и розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения.
2.2. По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2020 - 2021 годы предприятием получена прибыль в общей сумме 893, тыс. рублей.
2.3. Администрации городского округа "Город Чита" в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. в„– 485-ФЗ и в соответствии с Методикой определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 12.10.2020 в„– 2645-р, следует обеспечить анализ его деятельности на предмет соответствия требованиям статьи 35.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
3. МП "Горсвет":
3.1. Основным видом деятельности МП "Горсвет" является содержание и обслуживание наружного уличного освещения городского округа "Город Чита".
3.2. По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2020 - 2021 годы МП "Горсвет" является убыточным.
3.3. Субсидия из бюджета городского округа "Город Чита" на содержание и эксплуатацию линий наружного уличного освещения города составляет 80,03% от всех доходов.
3.4. Поскольку предприятие оказывает услуги для муниципальных нужд без проведения городским округом конкурентных процедур, то в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ основанием для обеспечения финансирования данной деятельности из бюджета городского округа является формирование для него муниципального задания при соответствующей организационно - правовой форме - муниципальное бюджетное учреждение.
3.5. Администрации городского округа "Город Чита" с учетом вышеизложенных выводов предлагается провести анализ нахождения муниципального имущества предприятия в собственности городского округа в соответствии с Методикой определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 12.10.2020 в„– 2645-р.
4. В связи с выявлением в ходе настоящего экспертно-аналитического мероприятия отдельных недостатков и нарушений при анализе финансово-хозяйственной деятельности МП "Лифт-ремонт", МП "Аптека в„– 2", МП "Горсвет", в том числе оценки эффективности управления муниципальным имуществом, переданного предприятиям на праве хозяйственного ведения за 2020 - 2021 годы, Контрольно-счетной палатой городского округа "Город Чита" вышеуказанным предприятиям направлены предложения для принятия мер по устранению нарушений, а также по недопущению их в дальнейшем.


------------------------------------------------------------------